Социокультурный подход к анализу науки, основные стороны ее бытия

Социокультурный подход проявился в социологической интерпретации науки Т.Куном, который наряду с ролью дисциплинарной матрицы подчеркнул значение парадигм и научного сообщества для изучения науки, в повороте всей социологии науки и философии науки от абсолютизации и универсалистских притязаний методологии к анализу.

Постпозитивистская интерпретация научного знания, появившаяся в конце 60‑х годов и получившая развитие в последней трети ХХ в., кардинальным образом изменила философию науки, позволила сформулировать ряд новых проблем и предложить ряд новых трактовок науки. Обогатившись достижениями социологии науки, она привела наряду с анархистским отказом от универсалистских притязаний методологии (П.Фейерабенд, Г.Спиннер) к существенному сдвигу в философии науки – к ее ориентации на исторические проблемные ситуации, к анализу способов постановки и решения проблем в истории науки. Тем самым произошел “сдвиг парадигмы”, хотя та философия науки, которая возникла в конце ХХ столетия, утратила достижения “стандартной концепции науки” и не смогла разработать новые методы исследования науки, столь же мощные и эффективные, какие были разработаны в рамках этой концепции. Можно обнаружить определенное созвучие между постпозитивистской философией науки и постмодернизмом. Очевидно, поэтому тот концептуальный аппарат, который разработан в постмодернизме, прежде всего М.Фуко, все больше и больше используется в качестве инструментария и в философии науки (дискурс, дискурсивные формации, симулякры и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: