Как соответствие законам разума

 

В истории философского мышления можно выделить несколько этапов развития представлений о научной рациональности. На первом этапе, начиная с античности, господствовала так называемая дедуктивистская модель научной рациональности. В этой модели научное знание представлялось в виде дедуктивно упорядоченной системы положений, в основании которой лежали общие предпосылки, истинность которых устанавливалась внелогическим и внеопытным путем. Все же остальные положения выводились из этих общих посылок дедуктивно. Рациональность ученого в этой модели заключалась в доверии авторитету разума при принятии исходных предпосылок и жестком следовании правилам дедуктивной логики при выведении и принятии всех остальных суждений. Можно сказать, что в этой модели рациональность в значительной степени сводилась к логической детерминированности мышления ученого. Эта модель лежит в основании метафизики Аристотеля, в "Началах геометрии" Эвклида, которые до XIX века рассматривались как эталон научной рациональности.

В рамках научной рациональности пришлось искать место "доводам опыта и эксперимента". Такая попытка была предпринята в рамках индуктивистской модели научного знания и научного метода, основы которой были заложены Ф. Бэконом. В этой модели определяющим фактором доказанности или обоснованности научного знания выступает опыт, факты, полученные в ходе наблюдения и эксперимента, а функции логики сводятся к установлению логической зависимости положений различной общности от фактов. Кривая хищники и травоядные

Дедуктивная логика не может транслировать истинность в индуктивном направлении (от фактов к общим положениям, к законам), поэтому поставлена задача создания индуктивной логики, правила которой позволяли бы это делать. В этой модели научной рациональности последняя отождествлялась с эмпирической принудительностью научного мышления, с апелляцией к "доводам опыта". Во II пол. XIX века обнаружилось, что индуктивная логика не имеет надежного логического обоснования и поэтому выводы, полученные на ее основе, не имеют доказательного значения.

Существуют самые разные определения понятия "рациональность". Часть ученых рациональность понимает как соответствие "законам разума". Под "законами разума" прежде всего и главным образом имеют в виду законы мышления. Таким образом, рационально становится то, что соответствует законам формальной логики. Законы логики обеспечивают правильность мысли. Отождествляя рациональность и научность, мы получаем критерии демаркации научного знания. Научным становится то знание, которое рационально. Рациональность в этом подходе сводится к разумности. Но нельзя сводить рациональность исключительно к соответствию законам мышления – это ограничивает содержание понятия рациональности, а значит, и границы научного познания. Уже общепризнанно, что развитие научного знания во многом зависит от иррациональных форм мышления. В истории методологии науки были мыслители, которые в процессе познания отдавали предпочтение иррациональным методам. Наука, по Фейерабенду, иррациональна, она не отличается от мифа и религии и является одной из форм идеологии. Таким образом, он утверждает, что именно иррациональное в процессе научного познания в большей степени способствует научному прогрессу, чем те критерии научности, которые были разработаны в позитивистской философии.

Кант говорил о том, что законы чистого разума имеют абсолютную общезначимость. Рациональность означает способность мыслить и действовать на основе разумных норм, а в широком смысле - соответствие деятельности разумным правилам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: