Кроме того, только после установления критерия истины обретают смысл многие категории, с которыми человеку приходится так или иначе взаимодействовать

1. Научная истина - это знание, которое отвечает двойному требованию: во-первых, оно соответствует действительности; во-вторых, оно удовлетворяет ряду критериев научности. (логическая стройность; эмпирическая проверяемость).

2. Практическая истина (истина в повседневной жизни).

Таким образом, проблема критерия истины сводится к вопросу о связующем звене, объединяющем субъективное и объективное, и выступающем основанием для сравнения реальности и ее отражения в сознании человека.

Необходимо отметить, что ни одни из критериев истины нельзя рассматривать как абсолютный и применять в отрыве от других, очевидно, что только в комплексе они позволяют с большей точностью отграничить истинное от неистинного.

Истина как характеристика суждений и теорий, как культурная ценность. Истинность и доказательность научного знания.

Истина как характеристика суждений и теорий, как культурная ценность.

Согласно корреспондентной теории истина понимается как характеристика суждения. Представители корреспондентной теории истины (Платон, Аристотель) столкнулись со многими трудностями. Если предложение истинно в силу его соответствия факту, то мы нуждаемся в объяснении статуса этого "соответствия" и статуса этих "фактов".

Еще несколько столетий назад было подмечено, что существуют суждения, для установления истинности которых не нужна никакая сверка с внешним миром - эти суждения истинны в силу своей логической формы. Также есть логически ложные высказывания, то есть те, ложность которых задается самой логической формой.

Например, все затраты на производство и реализацию продукции увеличивают её себестоимость, однако затраты на обновление основных фондов способствуют снижению себестоимости. (Получается все – А, и все – не А)

Постепенно возникла иная концепция истины, когерентная - истина как внутренняя согласованность суждений.

Также понятие истины уместно применять для характеристики суждений об объективной реальности, о «мире без человека» - о природных явлениях ("Земля вращается вокруг Солнца"), физических особенностях веществ ("Вода закипает при температуре 100 градусов по Цельсию") и т.п. Истина обладает свойством обобщенности и одинаковости для всех людей, имеющих достоверное знание, например: «Москва - столица России», «трижды три - девять». Такие утверждения - бесспорные истины, а следовательно каждый кто ими обладает может высказывать соответствующее истинное суждение. Истинностная оценка знания необходима, но недостаточна для констатации суждений, например, о поступках людей. В зависимости от характера понимания, мировоззрения и ценностно-смысловой позиции обсуждаемого поступка другого человека, познанная истина приобретает для субъекта разный смысл.

Истина как характеристика теорий

Истина будет рассматриваться как свойство наших мыслей, высказываний, теорий, т.е. всего того, что может быть названо знанием в широком смысле этого слова. Всякое знание для того, чтобы быть представленным и понятным для людей, должно быть выражено.

Необходимым условием и тем самым важным логическим критерием истинности теорий является их логическая непротиворечивость, то есть взаимная согласованность утверждений теории между собой, последовательность в объяснении явлений. Однако и истинные теории, как правило, не представляют собой абсолютно точного знания своего предмета. Это означает, что теория не представляет собой законченного образования.

Научные данные, которые во всех случаях должны быть истинными, относящиеся к эмпирическому базису, составляют исходный материал для теоретических построений.

Правда, при более широком употреблении термина «теория» в практике научного познания выделяются и такие теории, которые ограничиваются лишь описанием и систематизацией некоторого эмпирического материала.

Теория представляет собой некоторую систему знания. И при этом знания, в большей или меньшей степени истинного, т.е. обоснованного.

Наиболее важной функцией теории является объяснение. Часто, например, даже говорят, что объяснить явления некоторого класса - это значит построить теорию этих явлений; можно сказать и наоборот: построить теорию - значит объяснить какие-то явления. Что также соответствует критериям истины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: