Субъекты международных экономических отношений:
- Международные экономические организации: ВТО, МВФ, осуществляющие регулирование деятельности в мировом масштабе. Сформировались после II мировой войны
- Внешнеэкономическая организация государств
- ТНК и межнациональные компании:
- ТНК, базирующиеся на капитале одной страны
- Межнациональные, объединяющие капиталы разных стран
Основные формы международных экономических отношений:
Отношения, связанные с внешней торговлей:
1. Валютные отношения
2. Отношения, связанные с вывозом капитала
3. Отношения, связанные с мировым трудовым капиталом
Возможны 2 политические линии во внешней торговле:
1. Протекционизм, то есть защита внутреннего рынка
2. Свобода торговли, фритредерство, открытость для внешних связей
Эти линии чистом виде не существуют. Внешняя торговля состоит из импорта и экспорта. Страны прибегают к их соотношению.
Соотношение между экспортом и импортом образует торговый баланс.
Сальдо баланса – это разница между экспортом и импортом.
|
|
Активный торговый баланс – это превышение экспорта над импортом.
Пассивный торговый баланс – это превышение импорта над экспортом.
Лидеры мировой торговли:
1 место. Лидер международной торговли. Сальдо в пользу импорта – США
2 место. Германия.
3 место. Япония, Англия, Франция, Италия.
Доля России в экспорте и импорте – 1%
Структура экспорта имеет сырьевой характер, а структура импорта – продовольственный характер.
1. Вывоз капитала – это помещение за границу стоимостей с целью получения прибыли, а так же других политических и экономических выгод.
Виды инвестиций:
1. Прямые (право контроля над предприятием)
2. Портфельные (нет права контроля)
Страны – главные объекты капиталовложений:
1 место – США
2 место – Китай
3 место – Великобритания
4 место – Франция
Япония в основном вывозит капитал.
2. Движение трудового капитала:
Страны эмиграции: Турция, Югославия, Италия
Страны иммиграции: Швейцария, Люксембург, США, Израиль
3. Валютно-кредитные отношения:
Мировая валютная система – это совокупность правил и учреждений, которые регулируют деятельность центральных банков на внешних рынках.
Характеристика мировой валютной системы:
- Наличие всемирной валюты
- Существуют региональные мировые валюты (например, японская йена)
- Национальные конвертируемые и неконвертируемые денежные знаки.
Валютный курс – это пропорция обмена национальной валюты на валюту другой страны.
25. Формы рыночных структур
- Совершенная конкуренция – это форма рыночной структуры, идеализированное состояние рынка для которой характерно наличие большого количества фирм на рынке, доля объёма реализации продукции которых не доминирует в общем объёме реализации, отсутствие барьеров, однородный характер продукции (отсутствие неценовой конкуренции), свободный доступ к информации.
Несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.
|
|
При несовершенной конкуренции затруднены вступление в рынок и выход из рынка, ограничен доступ к информации.
- Монопсония – это ситуация на рынке, когда на рынке существует один покупатель и множество продавцов (например, рынок оружия).
- Олигополия – это рыночная ситуации, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень не много продавцов. Появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар на таком рынке может быть:
- Стандартизированным (все единицы товара взаимозаменяемые)
- Дифференцированным (единицы товара отличаются по каким-либо параметрам, не является полным заменителем)
Причина существования олигополии – значительный эффект масштаба, большой размер инвестиций – главный барьер вхождения в олигополию.
- Дуополия – это форма рыночной структуры, при которой существует два производителя определённого вида продукции, каждый из которых способен полностью удовлетворить платёжеспособный спрос на рынке.
- Олигопсония – это рыночная ситуация, при которой сложилось господство группы покупателей определённого товара.
- Монополистическая конкуренция – это ситуация на рынке, когда множество продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.
Степень монопольного контроля не значительна. Дифференциация по качеству:
1. Реклама
2. Престиж марки
3. Имидж наличия товара