Формы международных экономических отношений

Субъекты международных экономических отношений:

  1. Международные экономические организации: ВТО, МВФ, осуществляющие регулирование деятельности в мировом масштабе. Сформировались после II мировой войны
  2. Внешнеэкономическая организация государств
  3. ТНК и межнациональные компании:
    • ТНК, базирующиеся на капитале одной страны
    • Межнациональные, объединяющие капиталы разных стран

Основные формы международных экономических отношений:

Отношения, связанные с внешней торговлей:

1. Валютные отношения

2. Отношения, связанные с вывозом капитала

3. Отношения, связанные с мировым трудовым капиталом

Возможны 2 политические линии во внешней торговле:

1. Протекционизм, то есть защита внутреннего рынка

2. Свобода торговли, фритредерство, открытость для внешних связей

Эти линии чистом виде не существуют. Внешняя торговля состоит из импорта и экспорта. Страны прибегают к их соотношению.

Соотношение между экспортом и импортом образует торговый баланс.

Сальдо баланса – это разница между экспортом и импортом.

Активный торговый баланс – это превышение экспорта над импортом.

Пассивный торговый баланс – это превышение импорта над экспортом.

Лидеры мировой торговли:

1 место. Лидер международной торговли. Сальдо в пользу импорта – США

2 место. Германия.

3 место. Япония, Англия, Франция, Италия.

Доля России в экспорте и импорте – 1%

Структура экспорта имеет сырьевой характер, а структура импорта – продовольственный характер.

1. Вывоз капитала – это помещение за границу стоимостей с целью получения прибыли, а так же других политических и экономических выгод.

Виды инвестиций:

1. Прямые (право контроля над предприятием)

2. Портфельные (нет права контроля)

Страны – главные объекты капиталовложений:

1 место – США

2 место – Китай

3 место – Великобритания

4 место – Франция

Япония в основном вывозит капитал.

2. Движение трудового капитала:

Страны эмиграции: Турция, Югославия, Италия

Страны иммиграции: Швейцария, Люксембург, США, Израиль

3. Валютно-кредитные отношения:

Мировая валютная система – это совокупность правил и учреждений, которые регулируют деятельность центральных банков на внешних рынках.

Характеристика мировой валютной системы:

  • Наличие всемирной валюты
  • Существуют региональные мировые валюты (например, японская йена)
  • Национальные конвертируемые и неконвертируемые денежные знаки.

Валютный курс – это пропорция обмена национальной валюты на валюту другой страны.

25. Формы рыночных структур

  1. Совершенная конкуренция – это форма рыночной структуры, идеализированное состояние рынка для которой характерно наличие большого количества фирм на рынке, доля объёма реализации продукции которых не доминирует в общем объёме реализации, отсутствие барьеров, однородный характер продукции (отсутствие неценовой конкуренции), свободный доступ к информации.

Несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

При несовершенной конкуренции затруднены вступление в рынок и выход из рынка, ограничен доступ к информации.

  1. Монопсония – это ситуация на рынке, когда на рынке существует один покупатель и множество продавцов (например, рынок оружия).
  2. Олигополия – это рыночная ситуации, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень не много продавцов. Появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар на таком рынке может быть:
  • Стандартизированным (все единицы товара взаимозаменяемые)
  • Дифференцированным (единицы товара отличаются по каким-либо параметрам, не является полным заменителем)

Причина существования олигополии – значительный эффект масштаба, большой размер инвестиций – главный барьер вхождения в олигополию.

  1. Дуополия – это форма рыночной структуры, при которой существует два производителя определённого вида продукции, каждый из которых способен полностью удовлетворить платёжеспособный спрос на рынке.
  2. Олигопсония – это рыночная ситуация, при которой сложилось господство группы покупателей определённого товара.
  3. Монополистическая конкуренция – это ситуация на рынке, когда множество продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Степень монопольного контроля не значительна. Дифференциация по качеству:

1. Реклама

2. Престиж марки

3. Имидж наличия товара

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: