Монополистическая конкуренция – это ситуация на рынке, когда множество продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный, узко специализированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов при отсутствии барьеров для вхождения в рынок многих субъектов со стороны предложения.
Степень монопольного контроля не значительна. Дифференциация по качеству:
- Реклама
- Престиж марки
- Имидж наличия товара
- Нет ориентации друг на друга при выборе цены
- Существуют условия для свободного входа и выхода
- Но вход не лёгок по сравнению с совершенной конкуренцией. Причина: покупатель – консерватор
- Главное для такой ситуации продвинуть свой продукт
27. Олигополия
Олигополия – это рыночная ситуации, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень не много продавцов. Появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар на таком рынке может быть:
- Стандартизированным (все единицы товара взаимозаменяемые)
- Дифференцированным (единицы товара отличаются по каким-либо параметрам, не является полным заменителем)
2-10 фирм. Они ориентируются друг на друга, совместный контроль за ценой.
Доля продажи каждой из них в общих продажах велика.
Изменение предложения товара одной фирмой ведёт к изменению цены.
Присутствие сильной неценовой конкуренции.
Причина существования олигополии – значительный эффект масштаба.
Большой размер инвестиций – главный барьер вхождения в олигополию.
Другие барьеры - патенты, территория.
28. Совершенная конкуренция
Совершенная конкуренция – это форма рыночной структуры, идеализированное состояние рынка для которой характерно наличие большого количества фирм на рынке, доля объёма реализации продукции которых не доминирует в общем объёме реализации, отсутствие барьеров, однородный характер продукции(отсутствие неценовой конкуренции), свободный доступ к информации.
Пример либеральной утопии в области эк.теории, основы которой заложил А. Маршалл.
5 основных признаков:
- объём производства отдельной фирмы незначителен по сравнению с выпуском всей отрасли
- свобода входа и выхода из отрасли ничем не ограничена
- однородность продукции
- свободный доступ к информации
- продавцы действуют независимо друг от друга
29. Предмет экономической теории
Определение предмета:
Аспекты:
- Рассмотреть область объективной реальности, на которую направлен непосредственный интерес науки (наука о богатстве)
- Выбрать необходимый угол зрения
Предмет экономики как общественной науки – отношения между людьми, общественные отношения (контакты, устанавливаемые в процессе созидания богатства)
Предмет экономики как индивидуалистической науки, возникшей из естественного явления – редкости – поведение.
Экономика – это:
- Наука о производственных отношениях между людьми в условиях ограниченных ресурсов.
- Изучение поведение людей, действий, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ.
- Наука об основах хозяйственной жизни общества.
- Наука, изучающая производственные силы и соответствующие им производственные отношения.
- Наука об использовании такого количества редких и ограниченных ресурсов, при котором достигалось бы наибольшее удовлетворение безграничных потребностей, то есть об эффективном использовании редких ресурсов.
Предмет экономики:
- Меркантилизм – богатство (деньги, созданные в сфере обращения)
- Классическая политическая экономия – богатство, созданное в процессе производства
- Марксизм – производственные отношения
- Экономикс – проблема экономического выбора, поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для максимального удовлетворения безграничных материальных потребностей