Функции Центрального банка:
· Эмиссия наличных денег
· Является банком для государственных и других банков, управляет частью их средств.
· Контроль за деятельностью коммерческих банков, регистрация
· Отвечает за денежную политику в стране
· Осуществляет валютное регулирование и хранение государственных золото-валютных резервов.
· Является банкиром для правительства. Казначейство содержит средства в Центральном банке в виде вкладов.
Цели Центрального банка:
- Защита и обеспечение устойчивого рубля
- Развитие и укрепление банковской системы страны
- Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчётов.
ЦБ не стремится к получению прибыли.
Основные инструменты кредитно-денежной политики:
1. Изменение нормы обязательного резерва
2. Изменение учётной ставки (учётной ставкой называют размер платы в процентах, которую центральный банк устанавливает по ссудам, предоставляемым коммерческим банкам).
Коммерческие банки – кредитные учреждения, ориентированные на извлечение прибыли.
Функции:
1. Выступают в роли финансового посредника (денежные потоки через банки)
2. Держатели большей части ликвидных активов
Современные банковские операции:
- Лизинг – опосредованная банком аренда движимого имущества
- Траст – доверительное управление капиталом клиента
- Факторинг – покупка прав банком по поручению своего клиента на получение денег с должников в ближайшее время
Операции:
Активные
Операции по размещению ресурсов:
- Предоставление банковских ссуд
- Резервы
- Акции и облигации
- Государственные ценные бумаги
Пассивные
- Операции по средствам кредитных обращений
- Получение межбанковского или центробанковского кредита
- Депозиты (различные вклады)
Баланс коммерческого банка показывает, что в течении года банк сформировал определенный капитал (1700), который состоит из собственного капитала (200) и привлечённых средств (1500). На основе этого образован кредитный профиль банка (1600) и другая часть активов в виде наличных средств (100), которые предназначены для обслуживания клиентов, желающих снять деньги с вкладов до востребования или срочных вкладов, по которым наступил срок.
Баланс коммерческого банка - это бухгалтерский баланс, в котором отражается состояние собственных и привлеченных средств банка и их размещение в кредитные и другие активные операции. По данным баланса осуществляется контроль за формированием и размещением денежных ресурсов, состоянием кредитных, расчетных, кассовых и других банковских операций, включая операции с ценными бумагами. Балансы коммерческих банков являются главной частью их отчетности.
Собственный капитал включает стоимость простых и привилегированных акций, нераспределённую прибыль, резервные фонды.
Привлечённый капитал – вложенные в банк денежные средства, депозиты, недепозитные средства в виде займов и долговых обязательств банков.
Счёт прибылей и убытков показывает, что банк за год получил определенный доход (64) по предоставленным кредитам (1600). Были выплачены проценты (30) по привлечённым депозитам (1500).
Счет прибылей и убытков – это финансовая отчетность предприятия в виде баланса (счета), в котором отражены по дебету убытки фирмы, а по кредиту - прибыли фирмы. Используется для предоставления в коммерческие банки при решении вопроса о предоставлении кредита.
13. Государственное регулирование экономики
Государственное регулирование – это комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основ экономических процессов, для содействия реализации товаров и услуг.
Государство отвечает за:
- Фискальную политику (бюджет, налоги):стимулирующая, сдерживающая
- Монетарную политику (денежные средства, кредиты)
- Внешнюю торговлю
- Распределение доходов
Кредитно-денежная политика – это регулирование предложения кредитно-денежных ресурсов (с учетом спроса на них) в целях обеспечения не инфляционного экономического роста (бывает: стимулирующая, ограничительная).
Основные типы государственного управления экономикой:
- Командно-административная (полное регулирование)
- Либерально-рыночная (всё основано на рыночной конъюнктуре)
- Смешанная
Государственное регулирование – это система мероприятий, которые проводит государство с целью содействия реализации товаров и услуг (= материальная основа + институциональная основа + экономическая доктрина)
· Материальная основа – это находящиеся в собственности государства материальные, кредитно-денежные, товарные, бюджетные ресурсы. Основа регулирования – государственный бюджет и кредитно-денежные ресурсы государства
· Институциональная основа – это совокупность различных институтов, которые проводят такое регулирование. Центральный институт – Центральный эмиссионный банк; существует ряд других институтов, которые выполняют функцию планирования и прогнозирования.
· Экономическая доктрина – это экономическая теория, которая используется государством для выработки своей экономической политики. В зависимости от цели системы государственного регулирования можно выделить:
1. Конъюнктурную политику (связана с занятостью)
2. Структурную политику (связана с движением капиталов, товаров, рабочей силы, проблемами платёжного банка)
Экономические функции государства (по Кейнсу):
1. Производство общественных благ (оборона, охрана общественного порядка)
2. Регулирование естественной монополии (сфера энергетики)
3. Устранение чрезмерного социального неравенства с помощью инструмента социальной политики (гарантия минимальной заработной платы, индексация доходов, налоговое выравнивание доходов).
4. Защита общества от «внешних эффектов», охрана окружающей среды.
5. Поддержание макроэкономической стабильности (ограничение внутреннего и внешнего долга)
6. Сглаживание экономического цикла и поддержка экономического роста
Активная роль государства в экономике в период кризиса:
- Денежная политика. Инфляция как способ структурной перестройки, эмиссии.
- Кредитная (снижение ставки)
- Бюджетная. Дефицит бюджета и создание мощного спроса. Наличие государственного долга.
- Налоговая. Больший налог на тех, кто меньше тратит.
- Таможенная. Протекционизм. Защита товара национального производства.
- Создание государственного сектора и общественных работ.
- Развитие военно-промышленного комплекса. Задействование предприятий разных отраслей.
14. Классификация налогов
Налоги – это система обязательных сборов с физических и юридических лиц, осуществляемая государственными органами на основе законодательства; это часть дохода и/или имущества хозяйственного субъекта, изымаемая государством в обязательном порядке и на безвозмездной основе для выполнения им своих функций.
Ставка налога – это доля дохода, которую государство изымает в виде налога. Ставка налога устанавливается в виде процента к единице обложения.
Налогооблагаемая база – объекты материальные или денежные, облагаемые налогом; количественная (денежная или физическая) характеристика объекта налогообложения, с которого взимается налог.
Налоговые льготы – уменьшение налоговой статьи или полное освобождение от налогов некоторых хозяйственных субъектов.
Налог считается установленным, если присутствуют следующие элементы:
1. Объект налогообложения (прибыль предприятия, стоимость реальных товаров)
2. Налоговая база (количественное выражение объекта налогообложения)
3. Налоговый период
4. Порядок исчисления налога (каковы льготы, какова шкала налогообложения: прогрессивная, регрессивная или пропорциональная)
5. Порядок и сроки уплаты налогов.
Принципы построения эффективной налоговой системы:
- Всеобщность и обязательность
- Справедливость: при установлении налога должна учитываться способность его уплаты
- Стабильность и простота налоговой системы. Чёткая формулировка закона: сумма и срок её сдачи.
- Экономичность: затраты на сбор не превышает налоговых поступлений
- Ненарушение единого экономического пространства РФ
Функции налогов:
1. Фискальная – главная элементарная функция, которая предполагает аккумулирование в бюджете денежных средств на реализацию государственных задач.
2. Регулирующая – создаются механизмы, обеспечивающие баланс общегосударственных, личных, корпоративных интересов. Применение системы налоговых льгот и санкций, чтобы стимулировать определенные виды экономической деятельности и воздействовать на структуру производства.
3. Социальная (перераспределительная) – неравное налогообложение доходов различных субъектов и их последующее перераспределение через государственный бюджет и внебюджетные фонды в пользу наименее обеспеченных слоёв населения.
4. Контрольная – отслеживает потоки финансов, контролирует полноту и своевременность налоговых поступлений в бюджет.
Классификация налогов:
1. По способу взимания:
Прямые – взимание в форме непосредственного изъятия части дохода физических или юридических лиц в казну (с доходов, на имущество)
Косвенные – включены в цену, оплачиваются потребителем (акцизы, НДС).
2. По объекту налогообложения:
· Доход (подоходный)
· Потребление (акцизы, НДС)
· Ресурсные (земельный, лесной)
· Имущественный (на имущество предприятий, физических лиц)
3. По субъекту:
· С физических лиц
· С юридических лиц
4. По соотношению между ставкой налога и дохода:
· Прогрессивный (чем выше доход, тем больше процент взимания)
· Регрессивный (с меньшего дохода взимается больший налог, чем с высокого)
· Пропорциональный (взимание по единой ставке)
5. По принадлежности к уровню власти:
· Федеральные
· Региональные
· Местные
Кривая Лафера: если ставка налога = 0, то поступлений 0, если ставка = 100%, поступлений тоже 0.
Фискальная политика
Фискальная (налогово-бюджетная) политика — это правительственная политика в области государственного бюджета и налогообложения, направленная на обеспечение занятости населения. Фискальная политика связана с денежно-кредитной политикой Центрального банка, регулирующей экономику за счёт изменения ставки налогообложения и объемов государственных расходов.
Бюджет – это предположительное исчисление, роспись предстоящих расходов и доходов
Государственный бюджет – это ежегодно составляемая смета доходов и расходов фонда денежных средств государства.
Политика манипулирования доходами и расходами государственного бюджета.
Цели:
1. Достижение высокого уровня занятости
2. Сдерживание инфляции
3. Сглаживание колебаний экономического цикла
4. Увеличение темпов экономического роста
Государство проводит финансирование 2-х видов:
· Стимулирующее – увеличение суммарного объёма кредитов (экономический спад, уменьшение ставки налогов)
· Сдерживающее. Избежание перегрева (период циклического подъёма)
манипулирование налоговой ставкой, изменение налоговых льгот.
16. Инфляция, ее сущность и функции
Инфляция – это обесценивание бумажных денег, рост товарных цен. Сложное многофакторное явление, спутник рыночной экономики; долговременное устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги.
В процессе инфляции каналы денежного обращения переполнены бумажными деньгами сверх нормы.
Процесс общественного воспроизводства нарушается – деньги обесцениваются.
Происхождение инфляции:
1. движение денег,
2. разбалансированность финансово-денежной системы.
Классификация инфляции:
1. Открытая - развёртывается на рынках, где действуют свободные цены.
2. Подавленная -вмешательство государства, его борьба с инфляцией Государственный контроль над ценами. Итог – административный контроль над доходами, товарный дефицит и снижение потребительских свойств товаров при неизменности цен, вымывание дешёвого ассортимента, спекуляция.
Подавленная инфляция нарушает рыночные механизмы саморегуляции. Население стремиться к сбережениям.
Формы открытой инфляции:
1. Спроса
2. Издержек
3. Структурная инфляция
Инфляция спроса – рыночное равновесие нарушается со стороны спроса. Избыточный совокупный спрос, что ведёт к повышению цен. Увеличение спроса не подкрепляется предложением.
Инфляция издержек – связь с ростом стоимости факторов производства, что ведёт к увеличению издержек и увеличение цены. Увеличение издержек сокращает прибыли и производство.
Факторы роста издержек:
1. Государство (эмиссия ценных бумаг, государственные заказы по повышенным ценам)
2. Профсоюзы (требование высокой заработной платы)
3. Крупнейшие фирмы (монополия влияет на активность инфляционных процессов)
Структурная инфляция – результат макроэкономической межотраслевой нестабильности. Асинхронность развития отраслей приводит к тому, что некоторые из них не могут наполнить рынок товарами.
Инфляция с точки зрения темпа роста:
1. Ползучая
2. Галопирующая (10-100 %)
3. Гиперинфляция (более 1000%)
Условия существования неинфляционной экономики: равномерность государственного бюджета, Центральный банк должен всегда снабжать деньгами экономику, психология покупателей – ожидание роста цен, ликвидация государственных монополий
Антиинфляционная политика:
- Кейнсианская
- Монетаристская
Умеренная инфляция полезна, так как увеличение денежной массы стимулирует деловую активность, способствует экономическому росту.
Потери из-за инфляции:
- Сокращение потреблений
- Обесценивание сбережений






