Специализированные коммерческие учреждения

Функции Центрального банка:

· Эмиссия наличных денег

· Является банком для государственных и других банков, управляет частью их средств.

· Контроль за деятельностью коммерческих банков, регистрация

· Отвечает за денежную политику в стране

· Осуществляет валютное регулирование и хранение государственных золото-валютных резервов.

· Является банкиром для правительства. Казначейство содержит средства в Центральном банке в виде вкладов.

Цели Центрального банка:

  • Защита и обеспечение устойчивого рубля
  • Развитие и укрепление банковской системы страны
  • Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчётов.

ЦБ не стремится к получению прибыли.

Основные инструменты кредитно-денежной политики:

1. Изменение нормы обязательного резерва

2. Изменение учётной ставки (учётной ставкой называют размер платы в процентах, которую центральный банк устанавливает по ссудам, предоставляемым коммерческим банкам).

Коммерческие банки – кредитные учреждения, ориентированные на извлечение прибыли.

Функции:

1. Выступают в роли финансового посредника (денежные потоки через банки)

2. Держатели большей части ликвидных активов

Современные банковские операции:

  1. Лизинг – опосредованная банком аренда движимого имущества
  2. Траст – доверительное управление капиталом клиента
  3. Факторинг – покупка прав банком по поручению своего клиента на получение денег с должников в ближайшее время

Операции:

Активные

Операции по размещению ресурсов:

  • Предоставление банковских ссуд
  • Резервы
  • Акции и облигации
  • Государственные ценные бумаги

Пассивные

  • Операции по средствам кредитных обращений
  • Получение межбанковского или центробанковского кредита
  • Депозиты (различные вклады)

Баланс коммерческого банка показывает, что в течении года банк сформировал определенный капитал (1700), который состоит из собственного капитала (200) и привлечённых средств (1500). На основе этого образован кредитный профиль банка (1600) и другая часть активов в виде наличных средств (100), которые предназначены для обслуживания клиентов, желающих снять деньги с вкладов до востребования или срочных вкладов, по которым наступил срок.

Баланс коммерческого банка - это бухгалтерский баланс, в котором отражается состояние собственных и привлеченных средств банка и их размещение в кредитные и другие активные операции. По данным баланса осуществляется контроль за формированием и размещением денежных ресурсов, состоянием кредитных, расчетных, кассовых и других банковских операций, включая операции с ценными бумагами. Балансы коммерческих банков являются главной частью их отчетности.

Собственный капитал включает стоимость простых и привилегированных акций, нераспределённую прибыль, резервные фонды.

Привлечённый капитал – вложенные в банк денежные средства, депозиты, недепозитные средства в виде займов и долговых обязательств банков.

Счёт прибылей и убытков показывает, что банк за год получил определенный доход (64) по предоставленным кредитам (1600). Были выплачены проценты (30) по привлечённым депозитам (1500).

Счет прибылей и убытков – это финансовая отчетность предприятия в виде баланса (счета), в котором отражены по дебету убытки фирмы, а по кредиту - прибыли фирмы. Используется для предоставления в коммерческие банки при решении вопроса о предоставлении кредита.

13. Государственное регулирование экономики

Государственное регулирование – это комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основ экономических процессов, для содействия реализации товаров и услуг.

Государство отвечает за:

  1. Фискальную политику (бюджет, налоги):стимулирующая, сдерживающая
  2. Монетарную политику (денежные средства, кредиты)
  3. Внешнюю торговлю
  4. Распределение доходов

Кредитно-денежная политика – это регулирование предложения кредитно-денежных ресурсов (с учетом спроса на них) в целях обеспечения не инфляционного экономического роста (бывает: стимулирующая, ограничительная).

Основные типы государственного управления экономикой:

  1. Командно-административная (полное регулирование)
  2. Либерально-рыночная (всё основано на рыночной конъюнктуре)
  3. Смешанная

Государственное регулирование – это система мероприятий, которые проводит государство с целью содействия реализации товаров и услуг (= материальная основа + институциональная основа + экономическая доктрина)

· Материальная основа – это находящиеся в собственности государства материальные, кредитно-денежные, товарные, бюджетные ресурсы. Основа регулирования – государственный бюджет и кредитно-денежные ресурсы государства

· Институциональная основа – это совокупность различных институтов, которые проводят такое регулирование. Центральный институт – Центральный эмиссионный банк; существует ряд других институтов, которые выполняют функцию планирования и прогнозирования.

· Экономическая доктрина – это экономическая теория, которая используется государством для выработки своей экономической политики. В зависимости от цели системы государственного регулирования можно выделить:

1. Конъюнктурную политику (связана с занятостью)

2. Структурную политику (связана с движением капиталов, товаров, рабочей силы, проблемами платёжного банка)

Экономические функции государства (по Кейнсу):

1. Производство общественных благ (оборона, охрана общественного порядка)

2. Регулирование естественной монополии (сфера энергетики)

3. Устранение чрезмерного социального неравенства с помощью инструмента социальной политики (гарантия минимальной заработной платы, индексация доходов, налоговое выравнивание доходов).

4. Защита общества от «внешних эффектов», охрана окружающей среды.

5. Поддержание макроэкономической стабильности (ограничение внутреннего и внешнего долга)

6. Сглаживание экономического цикла и поддержка экономического роста

Активная роль государства в экономике в период кризиса:

  1. Денежная политика. Инфляция как способ структурной перестройки, эмиссии.
  2. Кредитная (снижение ставки)
  3. Бюджетная. Дефицит бюджета и создание мощного спроса. Наличие государственного долга.
  4. Налоговая. Больший налог на тех, кто меньше тратит.
  5. Таможенная. Протекционизм. Защита товара национального производства.
  6. Создание государственного сектора и общественных работ.
  7. Развитие военно-промышленного комплекса. Задействование предприятий разных отраслей.

 

14. Классификация налогов
Налоги
– это система обязательных сборов с физических и юридических лиц, осуществляемая государственными органами на основе законодательства; это часть дохода и/или имущества хозяйственного субъекта, изымаемая государством в обязательном порядке и на безвозмездной основе для выполнения им своих функций.

Ставка налога – это доля дохода, которую государство изымает в виде налога. Ставка налога устанавливается в виде процента к единице обложения.

Налогооблагаемая база – объекты материальные или денежные, облагаемые налогом; количественная (денежная или физическая) характеристика объекта налогообложения, с которого взимается налог.

Налоговые льготы – уменьшение налоговой статьи или полное освобождение от налогов некоторых хозяйственных субъектов.

Налог считается установленным, если присутствуют следующие элементы:

1. Объект налогообложения (прибыль предприятия, стоимость реальных товаров)

2. Налоговая база (количественное выражение объекта налогообложения)

3. Налоговый период

4. Порядок исчисления налога (каковы льготы, какова шкала налогообложения: прогрессивная, регрессивная или пропорциональная)

5. Порядок и сроки уплаты налогов.

Принципы построения эффективной налоговой системы:

  1. Всеобщность и обязательность
  2. Справедливость: при установлении налога должна учитываться способность его уплаты
  3. Стабильность и простота налоговой системы. Чёткая формулировка закона: сумма и срок её сдачи.
  4. Экономичность: затраты на сбор не превышает налоговых поступлений
  5. Ненарушение единого экономического пространства РФ

Функции налогов:

1. Фискальная – главная элементарная функция, которая предполагает аккумулирование в бюджете денежных средств на реализацию государственных задач.

2. Регулирующая – создаются механизмы, обеспечивающие баланс общегосударственных, личных, корпоративных интересов. Применение системы налоговых льгот и санкций, чтобы стимулировать определенные виды экономической деятельности и воздействовать на структуру производства.

3. Социальная (перераспределительная) – неравное налогообложение доходов различных субъектов и их последующее перераспределение через государственный бюджет и внебюджетные фонды в пользу наименее обеспеченных слоёв населения.

4. Контрольная – отслеживает потоки финансов, контролирует полноту и своевременность налоговых поступлений в бюджет.

Классификация налогов:

1. По способу взимания:

Прямые – взимание в форме непосредственного изъятия части дохода физических или юридических лиц в казну (с доходов, на имущество)

Косвенные – включены в цену, оплачиваются потребителем (акцизы, НДС).

2. По объекту налогообложения:

· Доход (подоходный)

· Потребление (акцизы, НДС)

· Ресурсные (земельный, лесной)

· Имущественный (на имущество предприятий, физических лиц)

3. По субъекту:

· С физических лиц

· С юридических лиц

4. По соотношению между ставкой налога и дохода:

· Прогрессивный (чем выше доход, тем больше процент взимания)

· Регрессивный (с меньшего дохода взимается больший налог, чем с высокого)

· Пропорциональный (взимание по единой ставке)

5. По принадлежности к уровню власти:

· Федеральные

· Региональные

· Местные

Кривая Лафера: если ставка налога = 0, то поступлений 0, если ставка = 100%, поступлений тоже 0.

 

Фискальная политика

Фискальная (налогово-бюджетная) политика — это правительственная политика в области государственного бюджета и налогообложения, направленная на обеспечение занятости населения. Фискальная политика связана с денежно-кредитной политикой Центрального банка, регулирующей экономику за счёт изменения ставки налогообложения и объемов государственных расходов.

Бюджет – это предположительное исчисление, роспись предстоящих расходов и доходов

Государственный бюджет – это ежегодно составляемая смета доходов и расходов фонда денежных средств государства.

Политика манипулирования доходами и расходами государственного бюджета.

Цели:

1. Достижение высокого уровня занятости

2. Сдерживание инфляции

3. Сглаживание колебаний экономического цикла

4. Увеличение темпов экономического роста

Государство проводит финансирование 2-х видов:

· Стимулирующее – увеличение суммарного объёма кредитов (экономический спад, уменьшение ставки налогов)

· Сдерживающее. Избежание перегрева (период циклического подъёма)

манипулирование налоговой ставкой, изменение налоговых льгот.

 

16. Инфляция, ее сущность и функции
Инфляция
– это обесценивание бумажных денег, рост товарных цен. Сложное многофакторное явление, спутник рыночной экономики; долговременное устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги.

В процессе инфляции каналы денежного обращения переполнены бумажными деньгами сверх нормы.

Процесс общественного воспроизводства нарушается – деньги обесцениваются.

Происхождение инфляции:

1. движение денег,

2. разбалансированность финансово-денежной системы.

Классификация инфляции:

1. Открытая - развёртывается на рынках, где действуют свободные цены.

2. Подавленная -вмешательство государства, его борьба с инфляцией Государственный контроль над ценами. Итог – административный контроль над доходами, товарный дефицит и снижение потребительских свойств товаров при неизменности цен, вымывание дешёвого ассортимента, спекуляция.

Подавленная инфляция нарушает рыночные механизмы саморегуляции. Население стремиться к сбережениям.

Формы открытой инфляции:

1. Спроса

2. Издержек

3. Структурная инфляция

Инфляция спроса – рыночное равновесие нарушается со стороны спроса. Избыточный совокупный спрос, что ведёт к повышению цен. Увеличение спроса не подкрепляется предложением.

Инфляция издержек – связь с ростом стоимости факторов производства, что ведёт к увеличению издержек и увеличение цены. Увеличение издержек сокращает прибыли и производство.

Факторы роста издержек:

1. Государство (эмиссия ценных бумаг, государственные заказы по повышенным ценам)

2. Профсоюзы (требование высокой заработной платы)

3. Крупнейшие фирмы (монополия влияет на активность инфляционных процессов)

Структурная инфляция – результат макроэкономической межотраслевой нестабильности. Асинхронность развития отраслей приводит к тому, что некоторые из них не могут наполнить рынок товарами.

Инфляция с точки зрения темпа роста:

1. Ползучая

2. Галопирующая (10-100 %)

3. Гиперинфляция (более 1000%)

Условия существования неинфляционной экономики: равномерность государственного бюджета, Центральный банк должен всегда снабжать деньгами экономику, психология покупателей – ожидание роста цен, ликвидация государственных монополий

Антиинфляционная политика:

  1. Кейнсианская
  2. Монетаристская

Умеренная инфляция полезна, так как увеличение денежной массы стимулирует деловую активность, способствует экономическому росту.

Потери из-за инфляции:

  1. Сокращение потреблений
  2. Обесценивание сбережений



double arrow
Сейчас читают про: