1. Открытая или скрытая:
· Открытая:
Зарегистрированная и незарегистрированная (в 3 раза выше)
Причины:
а) низкая вероятность получения работы по специальности с получением приемлемой заработной платы
б) низкий уровень пособий по сравнению с заработной платой
в) сложная процедура получения пособий
Уровень заработной платы у свободных работников на 15 % выше, чем у наёмных. Меняется форма занятости и меняется вследствие расселение.
· Скрытая:
Лица, занятые неполную рабочую неделю (добровольная частичная занятость положительна)
Сезонные рабочие (аграрные безработные, работники в строительстве)
Лица во временных вынужденных административных отпусках.
2. Добровольная и вынужденная:
· Добровольная: позитивна, рабочие стремятся изменить отрасль, регион, специальность.
· Вынужденная: негативна для работника, необходимо вмешательство государства, нормативно-правовая база (защита прав работника, потерявшего работу против своей воли), законодательное регулирование.
|
|
3. По продолжительности:
· Временная (4 месяца)
· Среднесрочная (4-12 месяца)
· Хроническая (больше одного года)
Типы безработицы:
1. Фрикционная
2. Структурная
3. Циклическая
Фрикционная. Причины: движение населения из одного региона в другой, от профессии к профессии. Она существует всегда, так как рынок труда не обладает полной информацией об открытых вакансиях. Количество фрикционных безработных постоянно с изменением лишь состава. Фрикционная безработица краткосрочна.
Структурная. Появляется тогда когда спрос и предложение на рабочую силу не совпадают. Рабочие не обладают необходимыми навыками для новой работы, нужна переподготовка. Безработица связана с закрытием неэффективных производств. Необходимо дополнительное образование. Такая безработица долгосрочна.
Циклическая. Причина: Колебания экономической активности. Вызывается кризисами, спадом производства.
Фрикционная и структурная безработица неизбежны, то есть полная занятость всегда меньше 100% рабочей силы. Уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы – естественный уровень безработицы.
Реальный объём национального продукта, который связан с естественный уровень безработицы называется производственным потенциалом экономики. Главная «цена» безработицы – невыпущенная продукция, что есть отставание объёма ВНП. Такое отставание представляет собой объём, на который фактический ВНП меньше потенциального ВНП.
Артур Оукен - математическое выражение отношения между уровнем безработицы и отставанием объёма ВНП.
|
|
Закон Оукена (об отставании):
Если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень безработицы на 1 %, то отставание объёма ВНП составляет 2,5%.
21. Налоги их сущность, принципы и функции
Налоги – это обязательные сборы с физических и юридических лиц, в государственные и местные бюджеты.
Ставка налога – это доля дохода, которую государство изымает в виде налога. Савка налога устанавливается в виде процента к единице обложения.
Налогооблагаемая база – это материальные или денежные объекты, облагаемые налогом.
Налоговые льготы – это уменьшение налоговой ставки или полное освобождение от налога некоторых хозяйственных субъектов.
Налог считается установленным, если выполняются следующие условия:
1. Объект налогообложения (прибыль предприятия, стоимость реальных товаров)
2. Налоговая база – количественное выражение объекта налогообложения
3. Налоговый период
4. Порядок исчисления налога (каковы льготы, какова шкала налогообложения – прогрессивная, регрессивная или пропорциональная)
5. Порядок и сроки уплаты налогов
Принципы построения эффективной налоговой системы:
1. Всеобщность и обязательность
2. Справедливость: при установлении налога должна учитываться способность его уплаты
3. Стабильность и простота налоговой системы
4. Экономичность: затраты на сбор не превышает налоговых поступлений
5. Ненарушение единого экономического пространства РФ
Функции налогов:
1. Фискальная – главная элементарная функция, которая предполагает аккумулирование в бюджете денежных средств на реализацию государственных задач
2. Регулирующая – создаются механизмы, обеспечивающие баланс общегосударственных, личных, корпоративных интересов. Применение системы налоговых льгот и санкций, чтобы стимулировать определенные виды экономической деятельности и воздействовать на структуру производства
3. Социальная (перераспределительная) – неравное налогообложение доходов различных субъектов и их последующее перераспределение через государственный бюджет и внебюджетные фонды в пользу наименее обеспеченных слоёв населения
4. Контрольная – отслеживает потоки финансов, контролирует полноту и своевременность налоговых поступлений в бюджет
22. Переходная экономика
Переходная экономика характеризуется системой экономических, политических, социальных преобразований. Переходной является любая экономика, меняющая форму своего социально-экономического развития. (Примеры: Россия в 1917-1930 гг., Германия 1945-1955 гг.)
Начало процесса – прекращение функционирования централизованной экономической системы (сочетание монопольной политической власти и планового хозяйства в масштабах всей страны).
Институт – это нормы обычаи, принятые в обществе; это совокупность законов, учреждений, правил.
Не существует общепринятой теоретической концепции перехода от плановой к рыночной экономике.
Факторы, вызывающие необходимость перехода:
- снижение темпов экономического роста
- увеличение разрыва в качестве жизни социалистических и капиталистических стран
- углубление научно-технического отставания от развитых стран
- неудачное реформирование существующей системы
Основные направления реформирования:
1. Роль государства
2. Либерализация цен
3. Отношения собственности, приватизация.
4. Создание рыночной инфраструктуры
5. Либерализация внешнеэкономической деятельности
6. Финансовая стабилизация, кредитно-денежная политика
7. Идеология свободного предпринимательства
8. Формирование механизма социальной защиты общества
9. Демонополизация экономики: антимонопольная политика, структурная перестройка в отраслях естественной монополии
Модели и экономическая политика государства переходный период:
|
|
- Либерально-монетаристская.
Государство разрабатывает проект реформ, проводит активную кредитно-денежную политику, почти не вмешивается в экономику страны.
Главные цели:
- снижение инфляции
- сокращение государственных расходов
- отмена законов, ограничение действия рыночных сил
Ортодоксальная политика – это политика государства, основанная на идее мощных стабилизаторов: жёсткая монетарная политика, стабилизация валютного курса.
- Институциональная
Государство – собственник базовых отраслей экономики, стратегический инвестор. Не ограничивается макроэкономическим регионом.
Цели:
- Создание рыночных институтов
- Структурная перестройка
Общие задачи всех моделей реформ:
- Формирование национальной модели устойчивого развития
- Выработка приоритетов
- Выход на устойчивые темпы экономического роста
- Достижение социальной и политической стабильности
- Интеграция в мировое хозяйство
Критерии эффективности реформ:
- ликвидация товарного дефицита
- борьба с высокой инфляцией
- формирование стабильного и соответственного государственным интересам валютного курса
- темпы прироста и спада ВНП,
- темпы прироста розничных цен.
Валютный курс – это стоимостное соотношение двух валют при их обмене.
Валютный курс - цена денежной единицы одной страны, выраженная либо в денежных единицах другой страны, либо в наборе денежных единиц группы стран (валютной корзине), либо в международных счетных денежных единицах.
Валютный курс отражает комплекс взаимоотношений между двумя валютами: соотношение их покупательной способности, темпов инфляции, спроса и предложения валют на международных валютных рынках и др.
Валовой национальный продукт - макроэкономический показатель, представляющий исчисленную в рыночных ценах стоимость произведенного страной в течение года конечного продукта.
В ВНП включается стоимость продукта, созданного в самой стране и за рубежом с использованием факторов производства, принадлежащих стране. ВНП равен сумме чистого национального дохода и амортизационных отчислений на реновацию изношенных основных средств.
|
|
Всемирное хозяйство
Всемирное хозяйство сформировалось вместе с расселением человека. Сначала – собирающее, затем, в связи с географическими открытиями – товарное хозяйство, которое сложилось окончательно к началу ХХ века на базе капиталистических отношений.
Структура:
- Хозяйство более 200 отдельных государств
- Международные хозяйственные отношения
В 20-80 гг. всемирное хозяйство по своему строению было биполярным (супердержавы -США, СССР). Вокруг них формировалась периферия. После распада СССР сформировался однополярный мир. Сформировалась центрально-периферическая система хозяйственных отношений.
Ядро всемирного хозяйства: США (ВВП = 9трл), страны Западной Европы (30стран, ВВП = 8трл), Япония (ВВП = 6,5трл)
Периферия: все остальные страны, в разной степени приближенные к центру.
Структура периферии:
- Наименее развитые страны (40 стран, годовой доход на человека = 100$) – Мозамбик, Бангладеш
- Бедные страны с низким национальным доходом (Индия, Пакистан, Индонезия, Китай)
- Страны со средним уровнем дохода (100 стран):
- «нижний» разряд (Куба, Турция, Россия, Белоруссия)
- «верхний» разряд: (Юго-Восточная Азия – Южная Корея, Тайвань, Гонконг, страны Латинской Америки - Бразилия, Чили, страны ОПЭК)
- Прочие страны с сырьевой экспортной ориентацией производства
Признаки от супердержавы в России:
- Территория
- Ядерное оружие