Потребительсктй комплекс: общая характеристика

Потребительский комплекс.

Это совокупность отраслей из сфер экономической деятельности, связанные с производством предметов народного потребления и разнообразных услуг, удовлетворяющих потребности населения страны.
Данным термином обобщенно называют ту часть национальной экономики, которая непосредственно работает на конечны последствия.
В потребительском комплексе выделяют 2 группы отраслей:

1) Материальное производство, создающее продовольственные и непродовольственные продукты потребительского назначения. Создаваемые здесь продукты имеют вечную форму и удовлетворяют соответсвенно мат. потребности.

Легкая и пищевая промышленность

Жилищное и гражданское строительство объектов для легкой и пищевой промышленности

Значительную часть с/х

Машиностроение в части производство мелкой бытовой техники

Рыболовство

Редакционно-издательское дело

2) Нематериальное производство. Социально-культурный сектор. Создаваемые здесь продукты не материализованы и удовлетворяют преимущественно социальные потребности, а так же духовные и интеллектуальные.

Здравоохранение и образование

Розничная торговля и общественное питание

Жилищно-коммунальное хозяйство

Культура

Туризм

Пассажирский транспорт и связь

Социальное страхование

Часть потребительского комплекса входи в состав других комплексов: машиностроительный комплекс или аграрнопромышленный комплекс.

Критерием отнесения отраслей к потребительскому комплексу является их функциональная рольв системе общественного разделения труда, а именно это либо производство социально-значимых товаров, либо нет.

 

Состояние потребительского комплекса в России и факторы его развития.

Потребительский комплекс-это основа всего, а он у нас в плачевном состоянии. У России продолжается зависимость от других стран. В бывшем СССР был соц-культурный комплекс. Основные ресурсы шли в военную сферу, социально-культурная сфера финансировалась по остаточному принципу,поэтому соц-культ. Развитие было замедлено.

За годы реформ существенно снизилось число объектов комплекса, часть которых была ликвидирована, а часть - перепрофилирована.
В наиболее значительной степени снизилось производство отечественной легкой промышленности, суммарный объем которого в 2005 году составил всего несколько процентов от уровня 1992го года, а отечественно-пищевая промышленность позволяет обеспечить только 40% потребностей россиян в продуктах питания. Уже во 2ой половине 90х годов четко проявилось несколько негативных моментов функционирования комплекса:
1) Многократное снижение объемов производства массовых потребительских услуг.
2) Резкое увеличение импорта товара
3) Заметная ориентация на обслуживание высокодоходных слоев населения.
Влияющие факторы:
1) Размер финансовых ресурсов государства, выделяемых на решение задач социальной политики
2) Размер национального богатства
3) Размер и качество трудового потенциала
4) Климатические особенности регионов
5) Национальный менталитет

Организационные основы управления потребительским комплексом.

Управление потребительским комплексом,как и управление вообще, включает в себя следующие основные элементы: субъекты, объекты и механизмы управления. Субъекты управления определяются законодательством страны(ГК, Конституция, законы РФ, постановления правительства, связанные с реализацией целей соц. политики гос-ва). Законадательная база включает 3 группы документов:

федеральные, законодательные, нормативные акты, регулирующие в целом деятельность соответствующих отраслей и сфер.

федеральные, региональные и местные программы, нацеленные на решения задач соц. развития того или иного уровня

документы, устанавливающие стандарты и нормативы обеспечения граждан определенными материальными благами и услугами, гарантированными гос-вом.

Управление п.к предполагает в силу разности применения ряда критериев классификации:
1. по видам деятельности:6 трудовых сфер
1) Трудовая
2) Общественно-политическая
3) Социально-бытовая
4) Культурно-духовная
5) Охрана здоровья
6) Охрана окружающей среды и среды обитания человека.

2.по областям использования результатов функционирования потребительского комплекса:
1) Социально-экономическая. Обеспечивает воспроизводство и развитие рабочей силы
2) Социально-бытовая. Создает приемлемые условия жизнедеятельности человека.

Особенности управление. Характеризуется следующими особенностями
1) Рост уровня коммерциализации деятельности, его отраслей.
2) Подвижная институциональная структура, наличие в его составе предприятий различных форм собственности
3) Снижение роли гос. контроля над деятельностью частного и смешанного секторов комплекса.
В отличие от управления народно-хозяйственным комплексом, управление потребительском комплексом предполагает обязательное государственное участие в как минимум двух формах
1) Установление социальных стандартов, обеспеченности населения мат. благами и услугами, а так же контроль над их соблюдением
2) Государственное финнансирование сфер и производств, создающих наиболее значимые товары.




double arrow
Сейчас читают про: