Понятие цели образования. Конкретно-исторический характери социальная обусловленность целей образования

..Образ-е как целостный пед процесс имеет целенаправленный характер. Цель образ определяет содержание, методы, формы, средства, результаты педагог-го взаимодействия. Проблема целеполагания – одна из важнейших проблем педагогики.

Цель педагог-го процесса (обучения, воспитания) – это предвосхищаемый в сознании субъектов педаг-го процесса результат их взаимодействия. Соответственно цель ПД – предвосхищение в сознании педагога ее результатов.

Цели образ-я формулируются в общегосударственном масштабе, затем они конкретизируются в рамках отдельных педагог-х систем (учреж-й обр-я) и в каждом конкретном цикле педагог-го взаимодействия в виде педаг-х целей и задач.

Общественно ценные цели воспитания носят исторический характер. Они определяются потребностями и уровнем развития общества, зависят от способа производства, уровня экономического развития, темпов социального и научно-технического прогресса. Цели образ-я зависят также от характера полит-го и правого устройства той или иной страны, от истории и традиций данного народа, уровня развития гуманитарных наук, педаг-й теории и практики, педаг-й культуры общ-ва в целом и д факторов. В разные исторические эпохи были, например, такие соц-е идеалы (эталоны): спартанский воин, добродетельный христианин, общественник-коллективист, энергичный предприниматель и другие. В наст время идеалом общества является гражданин, патриот своей страны, профессионал-труженик, ответственный семьянин. Обществом востребованы такие качества личности, как интеллектуальная культура, профессиональная компетентность, деловитость. На определение госуд-ом соц заказа в области образ-я большое влияние оказывают общемировые тенденции в решении этого вопроса. Все страны, подписывавшиеся под Конвенцией ООН о правах ребенка (1989), в том числе и Бел-ь, учитывают те статьи Конвенции, в которых идет речь о целях образ-я. В Конвенции указывается, что обра-е ребенка должно быть направлено на развитие его талантов, умственных и физических способностей в их самом полном объеме; воспитание уважения к правам ч-ка и основным свободам; воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами; воспитание уважения к окружающей природе.

Глобальные, стратегические цели образования в нашей стране изложены в Законе РБ «Об образовании в РБ» (в ред. от 2002), в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ (2006) и др директивных документах в области образ-я. Напр, в соответствии с законом «Об образовании в РБ» целью общ сред образ-я явл обеспечение духовного и физического становления личности, подготовка молод поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина РБ, овладение им основами наук, государ-ми языками РБ, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и ЗОЖ.

21.Цель и задачи образования в современных нормативно-правовых документах.

В педагогической системе цель воспитания - это мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается формировать. Она определяет требования к педагогическому процессу и служит эталоном для оценки результатов.
Определение целей и задач воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение. Педагогический процесс - это всегда целенаправленный процесс. Без ясного научно обоснованного представления о цели нет эффективной педагогической деятельности. Целеполагание в педагогике - сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. Выбор целей воспитания и обучения не должен носить волюнтаристский характер. Он обусловлен методологией педагогики, философскими представлениями о целях и ценностях общества, а также социально-экономическим, политическими и другими обстоятельствами и знаниями. В философско-педагогической литературе по детерминизму целей образования и воспитания есть три позиции. Цели воспитания определяются согласно религиозным представлениям о смысле жизни и назначении человека, даны церковным учением, носят абсолютный характер. Можно сказать, это цели-ценности, которые отражают представление общества о человеке и гражданине страны. Они разрабатываются специалистами, принимаются правительством, фиксируются в законах и других документах. Следующая ступень - цели-стандарты, цели отдельных образовательных систем и этапов образования, они отражаются в образовательных программах и стандартах. Например, цели обучения в средней школе и на его отдельных уровнях: начальная, основная, полная средняя школа. Более низкая ступень - цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста. Наконец, цели отдельной темы, урока или внеурочного мероприятия.Цели образования - один из определяющих компонентов педагогической системы. Они зависят от социального заказа- требований общества к образованию граждан. Однако при построении педагогической системы цели конкретизируются на основе психолого-дидактических знаний.В истории дидактических учений имеется два взгляда на цели обучения. Первый утверждает, что целью является развитие мышления, памяти и других способностей личности. Это получило название "формальное образование". Согласно второму, целью обучения является усвоение основ наук, формирование конкретных, нужных в жизни знаний. Это имело название " материальное образование" Современная дидактика считает, что развитие личности не происходит без освоения знаний. Поэтому цели общего образования конкретизируются в следующих задачах:
- обеспечение необходимого уровня усвоения систематизированных знаний о природе, обществе, технике, культуре, которые обусловят адаптацию учащихся к дальнейшему обучению и жизни;
- развитие интересов, способностей, мышления, внимания, воображения, памяти, чувств, воли, познавательных и практических умений; задача является едва ли не основной, так как развитое мышление и другие способности позволяют выпускнику школы пополнять знания и совершенствовать себя;
- формирование мировоззрения, нравственных, эстетических и других ценностей и качеств;

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: