Движущие силы педагогического процесса

педагогический процесс противоречие воспитание

Условием любого развития и движения, движущей силой являются противоречия, которые в педагогическом процессе необходимо ясно себе представлять, а нередко и специально организовывать. Из-за чего при организации процесса обучения с ориентацией на зону ближайшего развития происходит ускорение развития? Из-за того, что специально создаются трудности в виде более сложных заданий или более быстрого продвижения в их усвоении, которые требуют дополнительных затрат интеллектуальной энергии, мобилизации воли, что позволяет пройти в развитии определенное расстояние быстрее.

Противоречия условно можно разделить на внешние и внутренние.

Внешние противоречия:

противоречия между внешними воздействиями, требованиями и внутренней готовностью им соответствовать;

целенаправленность и планомерность образовательного процесса, и неупорядоченное влияние социальной среды;

нарастающий поток информации и ограниченные возможности охватить его в учебно-воспитательном процессе;

обобщенный опыт, представленный в содержании образования и воспитания, и индивидуальный жизненный опыт отдельной личности;

новые воспитательные или образовательные задачи и наличный уровень воспитанности и обученности ребенка;

коллективные формы воспитания и обучения и индивидуальный характер овладения духовными ценностями;

регламентация учебно-воспитательного процесса и собственная активность воспитанника.

Внутренние противоречия - противоречия внутренней сферы личности:

знание личностью нравственно-этических норм и правил поведения в обществе и уровень сформированное соответствующих умений и привычек;

сформированный идеал личности и реальное поведение и др.

Понимание названных противоречий обусловливает необходимость в такой организации учебно-воспитательного процесса, чтобы у воспитанников в единстве шел процесс формирования сознания, поведения и воспитания чувств.

Авторитарная педагогика делает упор на сознание (но усвоение предлагаемых понятий, суждений и оценок не подлежит критике) и внешние формы поведения, основанные не столько на внутреннем убеждении, сколько на соблюдении внешних требований.

Такое воспитание не снимает противоречия, а порождает массу новых, не всегда разрешаемых в желаемом позитивном ключе, делает многие проблемы скрытыми, что только осложняет процесс формирования личности и коллектива.

Гуманистическая педагогика направлена на то, чтобы воспитанник не просто понимал и осмысливал всю получаемую информацию, но и пропускал ее через чувства, формированию которых уделяется специальное внимание. В поведении важны не только сами поступки, но и их мотивы и просоциальная направленность (направленность на других, на пользу многим).

Таким образом, целостный педагогический процесс - сложное педагогическое явление, понимание сущности которого поможет учителю осуществлять его организацию сознательно и в интересах личности воспитанника.

Закономерности педагогического процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: