Понятие о методах, приемах, средствах воспитания

Метод воспитания – это способ профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения воспитательных задач. Методы являются тем механизмом, который обеспечивает взаимодействие воспитателя и воспитанников. Метод состоит из приемов – составляющих его элементов.

Средства воспитания - это различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры (наглядные пособия, литература, произведения искусства, аудиовизуальные средства).

Классификация.

Наиболее признанная классификация Ю.К. Бабанского основана на идее, согласно которой методы педагогической деятельности рассматриваются как единство методов обучения и воспитания. Ученый предложил единую систему методов:

- методы формирования сознания личности (понятий, законов, теорий, взглядов, убеждений, идеалов и др.);

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности;

- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности;

- методы контроля, самоконтроля, самооценки деятельности и поведения.

Некоторые, например, Коджаспирова, последнюю группу разделяет на две группы (+ методы самовоспитания)

Методы формирования сознания личности (понятий, законов, теорий, взглядов, убеждений, идеалов и др.) – убеждение, рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примеров. Убеждение - процесс логического обоснования (доказательства) какого-либо суждения или умозаключения.

Внушение – метод воздействия на эмоциональную составляющую сознания, то есть на чувства, а через них - на ум и волю воспитанника. Внушение осуществляется как вербальными, так и невербальными средствами (интонация, мимика, жесты и т.п.). В основе внушения лежит доверие и снижение критичного отношения человека к поступающей информации.

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности – приучение, упражнение, метод создания воспитательных ситуаций, педагогическое требование, общественное мнение, инструктаж, иллюстрации и демонстрации.

Метод приучения – разновидность метода упражнения, рассматриваемого в теории воспитания как многократное повторение определенных действий и поступков с целью их доведения до уровня привычки.

Поручение. Суть его заключается в передаче воспитаннику определенных функций в выполнении тех или иных общественно полезных дел и ответственности за них.

Метод воспитывающих ситуаций – это метод организации деятельности и поведения в специально созданных условиях. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-нибудь проблему (нравственного выбора, способа организации деятельности, выбора социальной роли и др.). Ученику предоставляется возможность выбрать определенное решение из нескольких вариантов (например, промолчать, сказать правду, ответить «не знаю» и т.п.).

Педагогическое требование – один из исходных методов организации и стимулирования деятельности учащихся. Это педагогическое воздействие на сознание воспитанника, целью которого является стимулирование или, наоборот, торможение тех или иных его действий или поступков. Требование может быть непосредственным и опосредованным.

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности – соревнование, познавательная игра, сюжетно-ролевые игры, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание.

Методы контроля, самоконтроля, самооценки деятельности и поведения – педагогическое наблюдение, беседы на выявление уровня воспитанности, опросы, анкетирование, анализ результатов общественно-полезной деятельности, создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых, самонаблюдения, самокоррекции., самоубеждение, самовнушение.

44.Методы формирования сознания личности

Основной задачей методов этой группы является формирование убеждений, взглядов, стремлений воспитанников. Чтобы воспитать определенные целью воспитания личностные качества, необходимо донести до воспитанников смысл этих качеств, их значение в полноценной повседневной и трудовой деятельности, важность их наличия. У воспитанника должно сформироваться, прежде всего, стойкое убеждение в необходимости этих качеств, он должен сам стремиться воспитать их в себе, что обеспечит его активное включение в процесс воспитания. Для достижения этой цели первоначального этапа воспитания сознания личности, нужно стремиться вызвать у воспитанника глубокие чувства и переживания, связанные с этим вопросом, задействовать эмоциональную сферу человека. Безразличие тормозит развитие личности. Только тесное активное и целенаправленное сотрудничество воспитанника и педагога может привести к ожидаемому результату.Существует ряд методов, используемых для формирования сознания личности. Каждый из них имеет свое значение в воспитательном процессе. Для достижения наилучшего эффекта методы должны применяться в комплексе, дополняя и усиливая друг друга.

Довольно сложным по содержанию, но легким в восприятии является метод рассказа на этическую тему. Особенность этого метода состоит в том, что воспитанники сами анализируют действия и поступки героев рассказа и делают выводы. Таким образом, формируются определенные отношения к тем или иным качествам и особенностям поведения. Формирование этих отношений происходит под воздействием эмоциональных переживаний и не навязано педагогом, то есть не является прямым указанием, благодаря чему имеют устойчивый эффект и закладывают основы для формирования собственных личностных качеств. Действие этого метода имеет опережающий характер, заранее формируя отношение воспитанников к поступкам, которые они еще не совершили, побуждая тем самым к волевым усилиям по отношению к собственным действиям. Рассказ на этическую тему должен быть составлен по определенным правилам, обуславливающим его эффективность. Содержание рассказа должно соответствовать возрасту слушателей, быть им понятно и интересно. Чем младше воспитанник, тем красочней и насыщеннее должно быть художественное оформление рассказа. Окружающая обстановка должна располагать к восприятию темы рассказа. Артистичность и грамотность изложения влияет на восприимчивость положительным образом, а, следовательно, является необходимым условием.Разъяснение, внушение и увещевание – совокупность комплексно используемых методов, требующих высокой квалификации педагога и применяемых в строго определенных случаях. Внушение – воздействие на сознание человека с целью выработки у него определенных установок. Оно является эффективным при условии высокого авторитета воспитателя. Человек восприимчив к внушению, когда он полностью и безоговорочно доверяет своему наставнику, принимает все сказанное им в чистом виде. Внушение часто используется в качестве вспомогательного средства в других методах как усилитель их воздействия. Разъяснение может быть применено лишь в тех случаях, когда это действительно требуется, когда до воспитанника нужно донести смысл того или иного действия или поступка, объяснить его последствия, положительные и отрицательные стороны. Но не следует прибегать к разъяснению в случае очевидных, не вызывающих сомнений норм поведения. увещевание содержит в себе элементы разъяснения и внушения. Оно призвано вызвать в человеке чувства, эмоциональное отношение к поступкам, побудить желание действовать во благо себе и окружающим, соответствовать социальным и общественным канонам. Применяя метод увещевания, нужно соблюдать умеренность, иначе увещевание может принять форму нотаций, которые дают лишь отрицательный эффект, побуждая человека действовать вопреки, наперекор. Этическая беседа – метод педагогического воздействия, в ходе которого обсуждаются, анализируются и оцениваются определенные действия, поступки, взгляды, убеждения, особенности поведения какого либо человека или группы людей. Целью этого метода воспитания является формирование и закрепление нравственных взглядов и убеждений. Этическая беседа может быть заранее запланирована или возникнуть стихийно, в результате какого либо события, происшествия.

45. Методы организации деятельности и опыта общественного поведения.

В формировании положительного опыта поведения личности, ее убеждений, отношений к окружающей действительности решающую роль играет деятельность В связи с этим организация деятельности школьников розглядает ться в педагогике как сердцевина воспитательного процессу.

В группу методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения относятся методы тренировки, приучение, педагогической требования, ситуаций вичьного выбора, игровой метод Все они основываются на практической деятельности воспитанников Управлять этой деятельностью педагоги могут благодаря разделению ее на составные части - конкретные действия и поступки, а иногда на еще меньшие части - операции й Воспитательный процесс заключается в том, что педагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями, а затем - к управлению деятельностью воспитанников (ВО Сластьониннін).Организация разноплановой деятельности школьников обязательно привлекает ученика к многогранных отношений, возникающих на основе общения в процессе деятельности Разные позиции ученика в системе внутри-кол руктивных отношений приводят его к определенным решениям, поступков, на основе чего формируются сложные акты поведения, черты личностиі.

Тренировка - метод формирования необходимых качеств личности путем многократного повторения действий и поступков учащихсяМетод тренировки как специфический способ воспитания получил признание в отечественной педагогике не сразу В 20-х годах, когда идеализувалася теория свободного воспитания, главными, почти единственными были методы и разъяснения, убеждения и апелляции к сознанию детей Понятие \"тренировки\" ассоциировалось тогда с принуждением Существенно изменилось положение в 30-х годах, когда широкое признание в педагогике получили творческие достижения AC Макаренко, в частности его выступления по теоретическим и методическим вопросам воспитания Признавая роль сознания в нравственному развитию школьников, выдающийся педагог считал, что в процессе воспитания над конечно важно вооружать их практическим опытом, формировать у них навыки и привычки поведения путем постоянной тренировки в правильных поступкахавильному вчинку.

Позже проблема формирования умений, навыков и привычек поведения в процессе воспитания стала привлекать внимание психологовНельзя воспитать мужественного человека, если не поставить ее в такие условия, когда бы она смогла проявить мужество, все] равно в чем - в сдержанности, прямом открытом слове, некотором позбавлянни, терпения те, смелости АС Макаренко

В современной школе тренировки как общий метод воспитания используется для решения самых разнообразных задач гражданского, нравственного, эстетического, трудового, физического развития учащихся: форми Ання патриотизма, гражданственности, ответственности, трудолюбия, милосердия, культуры поведения, физической закалки, санитарно-гигиенической культуры, развития художественных способностей и и.Метод тренировки имеет большое разнообразие средств его реализации В качестве таких средств выступают различные формы учебной работы, разнообразные внеклассные воспитательные дела, внешкольные формы воспитания общения, т.е. любая практическая деятельность учащихся, если она соответствующим образом организована.Педагогические основы организации тренировки с целью формирования у учащихся практических умений, навыков и привычек в той или иной деятельности основательно раскрыл К Д Ушинский Согласно психологической структуры личностных качеств в процессе выработки навыков и привычек он выделил следующие этапы 1) постановка воспитательной задачи и возбуждение у учащихся потребности в том или ином виде деятельности, 2) разъяснение способов деятельности и вооружение учащихся соответствующими знаниями (развитие сознания), 3) практический показ действий по решению поставленной задачи, 4) организация первичного воспроизведение учащимися показанных действий (образцов) поведения, 5) следующую тренировку в совершенствовании и закреплении способов деятельности и поведения, 6) выдвижение требований к учащимся по вопросам совершенствования организованных упражнений, 7) контроль за поведенческойнкою.

Воспитание, которое вполне оценило важность привычек и навыков и строит на них свое здание, строит ее крепко К Д Ушински. В организации тренировки важно учитывать следующие условия:

- формирование устойчивых навыков и привычек поведения следует начинать как можно раньше; чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки (КД Ушинский);

- между частотой, объемом упражнений и достигнутыми результатами существует прямая зависимость: чем больше и чаще упражнений выполняется, тем выше уровень развития качеств, которые формируются с их помощью;

- количество упражнений, которые должны выполнять разные ученики для выработки качеств на том же уровне, не совпадает: там, где одним достаточно нескольких упражнений, другим нужно десятки и даже сотни попыток;

46. Методы стимулирования деятельности и отношений

Стимулироват ь — значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. В целях подкрепления и усиления воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее употребительными являются соревнование, поощрение, а также наказание.СоревнованиеСоревнование рождено социалистическим способом производства и соответствующими ему общественными отношениями. Как метод воспитания соревнование строится с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлекая учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в труде и общественной деятельности, соревнование поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма.
В настоящее время социалистическое соревнование по конкретным показателям успеваемости учащихся не проводится. Однако полностью исключать соревнование из наиболее важной области жизни и деятельности школьников было бы неправильно. Опыт лучших школ показывает, что использование соревнования в учебной работе оказывается возможным и приносит очевидную пользу, если оно ведется за добросовестное отношение к учению. В условия соревнования младших школьников, например, вносятся такие обязательства: всегда выполнять домашние задания, работать прилежно, не иметь замечаний на уроке, иметь опрятные тетради, строго выполнять школьный и домашний режим дня, читать дополнительную литературу.Соревнование бывает коллективным и индивидуальным. Примером коллективного соревнования может служить борьба пионерских отрядов за честь быть правофланговыми, индивидуального — конкурс на лучший рассказ о походе по ленинским местам. По времени действия соревнования различаются на длительные и эпизодические. Марш «Всегда готов!» — длительное соревнование, трудовой десант — эпизодическое.
В процессе организации и проведения соревнования необходимо соблюдать ленинские принципы: гласность, конкретность, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта.Поощрение Поощрение — способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действий, который избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперед.Нельзя полагать, что одобрение и поощрение полезны всегда и везде. Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов деятельности. Надо приучать детей ценить более всего сам факт одобрения, а не его престижный вес. Плохо, если ученик ждет награды за малейший успех. В поощрении особенно нуждаются дети несмелые, неуверенные. К поощрениям чаще приходится прибегать в работе с младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Но лучше, если это будут коллективные поощрения. Учителю необходимо одинаково заботиться о том, чтобы не появлялись ученики захваленные и обойденные общественным вниманием. Сила воспитательного влияния поощрения зависит от того, насколько оно объективно и находит поддержку в общественном мнении коллектива.Наказание. Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. В значительной мере под влиянием теории свободного воспитания в первые годы работы советской школы наказания вообще были запрещены. Обосновывая правомерность наказания как одного из методов воспитания, А. С. Макаренко писал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, уменье сопротивляться соблазнам и преодолевать их».Наказание — это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. А. С. Макаренко называл это состояние «выталкиванием из общих рядов» Это состояние порождает у школьника потребность изменить свое поведение Но наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку страдания — ни физического, ни морального. В наказании нет подавленности, а есть переживание отчужденности от коллектива, хотя бы временного и небольшого.
Средствами метода наказания выступают замечания учителя, предложение встать у парты, вызов для внушения на педагогический совет, выговор в приказе по школе, перевод в параллельный класс или другую школу, исключение из школы и направление в школу для трудновоспитуемых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: