Классный час как одна из форм воспитательной работы:сущность,функции,формы класного часа

Классный час - это форма воспит-ой работы, при которой школьники под руководством педагога вкл-ся в специально организов-ю деят-сть, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.Выдел 2 основ вида КЧ: тематический и час общения по текущим делам в классе. Функции КЧ:1) просветительская - дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие.2) ориентирующую - способствует формированию отношения к окружающему миру, выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни.Эти 2 функ тесно связаны, т. к. нельзя научить уч-ся оценивать явления, с которыми они незнакомы. Хотя КЧ может выполнять чисто ориентирующую функцию.3) направляющую - призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта уч-ся.4) формирующую - формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения.Формы КЧ:беседа(эстетическая, нравственная),Диспут,Встречи с интерес людьми,Викторины по различ областям знаний,Дискуссии, КВНы, Интерактивные игры,Игры-путешествия, Тренинги,Читательские конференции и др.Классный руководитель выбирает содержание и форму проведения классного часа исходя из:Возрастных и психологических особенностей школьников;Целей и задач, которые он ставит;Нравственных представлений, интересов, потребностей уч-ся.При подгот и провед воспит мероп-я необх ориентироваться на след систему действий:Опред тему, сформулир цель;Сост план (сценарий);Подобрать соответ матер, наглядные пособия, музыкальное оформление и т. п. по теме;Дать задание учен-м для предварительной подготовки (если это предусмотрено планом);Определить степень целесообразности участия в КЧ др педагогов или родителей.Щуркова выделяет 4 функ КЧ:1. Просветительская (расширяет кругозор учеников за счёт освещения тем, которые не были затронуты учебной программой. Объектом может быть любое явление или событие социальной жизни,могут быть рассмотрены различные законопроекты, которые вызывают спорное отношение или были введены сравнительно недавно2. Ориентирующая (у учеников вырабатывается своё собственное отношение и взгляд на окружающую действительность, происходит разграничение духовных и материальных ценностей, уч-к учится расставлять приоритеты. Ориен фун тесно связана с просветит фун, потому что сначала уч-ки знакомятся с окружающей средой и её явлениями, и только потом, благодаря различным параллелям, опыту ученика, его нравственному развитию, у воспитанника вырабатывается его точка зрения. 3. Направляющая (эта фун делает возможным переход от теоретических знаний к практическому опыту уч-ся. Способствует выработке и реализации жизненных целей воспитанников, их поведения и характера взаимодействия с окруж миром. Воспитанники учатся быть целеустремлёнными, ответственными за свои слова и действия, самостоятельными, готовыми всегда оказать помощь окружающим людям. 4. Формирующая(формирует у воспитанников умения и навыки за счёт разнообразной деят-ти (навык оценивания себя и своих поступков со стороны, аргументированное выражение собственной точки зрения, ведение диалога и осуществление конструктивного взаимодействия с окружающим миром).

структура КЧ сост из 3 частей:1. Вступительная час (перед началом – наводящие вопросы на тему КЧ, примеры из жизни; установление положительной атмосферы в классе, осуществляется постановка вопроса, что активизирует внимание учеников, установление уважительного и серьёзного отношения к теме, определение места данного вопроса в современном обществе и жизни ч-ка);

2Основная час (цель определяется воспитательными задачами, рассматривается основное содержание КЧ, активное участие воспитанников, решение поставленной проблемы);

 

49.ПОНЯТИЕ”БАЗОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ”.ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ.

Под базовой культурой личн понимают уров развития и реализации сущностных сил ч-ка, его ЗУН, отношений к себе и окруж миру, выражающийся в совокупности базовых (обязательных) компетенций. Компетенция – сплав знаний, умений, опыта, личностных св-тв (отношений) ч-ка, которые характеризуют его спос-ть действовать в той или иной сфере жизнедеятельности в соответствии с поставленными целями.

В качестве компонентов БКЛ в вышеупомянутой Концепции обозначены: гражданская к-ра, политическая к-ра, правовая к-ра, информационная к-ра, нравственная к-ра, эстетическая к-ра, экологическая к-ра, к-ра безопасной жизнед-сти и ЗОЖ, к-ра трудовой и профессиональной деят-ти, к-ра умственного труда, психологическая к-ра, к-ра социального взаимодействия, семейно-бытовая и досуговая к-ра.

Воспитание БКЛ предполагает формирование разнообразных отношений личности к себе и окруж миру (к окружающим людям, обществу, государству, Родине, природе, труду, предметам материального мира и т.п.). Для постепенного достижения общей цели педагог процесса в том или ином образовательном учреждении педагог выделяет для каждого возрастного периода конкретные ведущие задачи воспитания и обучения (задачи-доминанты), предварительно осуществив диагностику уровней воспитанности и обученности уч-ся.БКЛ составляют не лучшие образцы мировой,национальной, народной культуры, а ее готовность к самостоятельному творческому развитию и обогащению культуры, самореализация себя в ней. С этой точки зрения осн компонентами БКЛ следует считать аксиологический (ценностный),включающий овладение ценностями – знаниями, сформированными ценностями – качествами и ценностями – отношениями; технологический, раскрывающий степень практической готовности воспитанника к решению жизненной задач и ситуаций, его включение в разнообразные виды деят-сти и общения; личностно-творческий, который обеспечивает творческую самореализацию, последовательное решение сущностных сил личности, ее способностей, дарований, личностного потенциала.Приоритетными направлениями, составляющими основу содержания БКЛ являются мировоззренческая культура, культура межнационального общения, правовая культура, нравственная культура, экологическая культура, культура жизненного самоопределения и труда, экономическая культура, эстетическая и физическая культура, культура семейных отношений.Формирование БК по выделенным направлениям создает основу для развития целостной, гармонично развитой личности. В этом случае результатом формирования БКЛ школьника является оптимальное наличие свойств, качеств, ценностных ориентаций, обеспечивающих гармонию личной и общественной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: