Нравственная и эстетическая культура личности

Нравственная культура личности освоенный личностью моральный опыт общества, выражающийся в уровне развития нрав-х понятий, суждений, нрав-х чувств, ценностей, оценок, сформ-сти ведущих нрав-ных качеств и культуры повед-я, в спос-сти к нрав-ному выбору. Осущ-е нрав-го воспит-я предп-ет знание содержания тех отнош-й личности, к-е лежат в основе ее нрав-ных качеств:

отношение к родине, стране, политике гос-ва, к др-м странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);

отн-е к людям (демократизм,коллективизм,гуманность, кул-ра общ-я и др.).

отн-е к себе (честность, скромность, принципиальность и др.);

отн-е к труду (трудолюбие, добросов-ть, ответств-ть, дисципл-ть и др.);

отн-е к природе, матер-ным ценностям, общественному достоянию (эколог-я к-ра, бережливость, забота о сохр-ии общ-го достояния,личных вещей). Методологической основой нрав-ного воспитания явл-ся этика - отрасль философии, изучающая мораль. Мораль – форма общественного или индиви-дуального сознания, интегрирующая категории, принципы, правила, нормы, идеалы, к-е регул-т взаимод-я м/у людьми. Моральная норма это правило, тре-бование, определяющее, как чел-к должен поступить в той или иной конк-ретной ситуации. Нравственность – сов-ть его сознания, навыков, поведения, связ-х с реальным соблюд-ем моральных норм, правил и требований. Она хар-ет личность и выступает мерой его нрав-ной к-ры. Нравственное сознание – синтез нрав-ных представлений, понятий, этических оценок, моральных мотивови т.д. Нравственные чувства – форма переживания чел-ком своего отн-я к прир-м и общественным явл-ям, к др-м людям и к самому себе. Только став предметом устойчивых чувств, нрав-ные понятия, оценки, убеждения и т.п. стан-ся реаль-ными побуждениями к деят-ти. Понимание сущности норм и принципов морали подводит учащихся к нравственным суждениям, в которых они оценивают поступки и действия других людей и свои собственные. На основе понятий, оценок, суждений, жизненного опыта формир-ся нравственные убеждения как твердая уверенность чел-ка в правильности своего образа мыслей, своих поступков и действий.

Нравственная воспитанность общественно ценные св-ва и кач-ва личности, проявля-ся в отн-ях, общении, деятельности. Нравственно-этическая культура личности вкл-т в кач-ве важнейшей своей составляющей культуру поведения – синтез культуры общения, культуры внешности, культуры речи и бытовой культуры. Культура поведения представ-лена формами повед-я чел-ка в повседневной жизни (в трудовой деят-сти, в быту, в общении с другими людьми и т.п.).

Осуществляя нравственное воспитание педагогу следует:

- Орган-вать целенаправл-ю работу по нравственному просвещению уч-хся, направл-ю на формир-е у них понимания нрав-х основ общества, на развитие нрав-х чувств (совестливости, сопереживания и др.), на воспитание моральных качеств, формирование норм этикета.

- Включить детей в разнообразные виды деят-сти и общение, предполаг-е нрав-й выбор и оценку.Большое значение в процессе воспитания нрав-й культуры имеет ценностно-ориентационная (оценочная) деят-ть учащихся.

- Актуализировать все источники нрав-го опыта школьников (межлич-ностные отн-я в семье, уч-й группе, стиль общения и м-ды взаимод-вия воспита-телей с уч-ся, родителями, друг с другом; взаимод-вие образоват-го учреждения с соц-м окружением; дух-е цен-ти, на которые ориентированы педагоги и т.д.).

Задачи и содержание данного направления воспитательной работы,

Пути нравственного воспитания: использование нравственного потенциала учебного процесса, в том числе предметов гуманитарного цикла; использование воспитательных возможностей учреждений культуры, здравоохранения, правоохранительных органов; нравственное просвещение учащихся во внеклассной воспитательной работе; формирование нравственного опыта и культуры общественного поведения в совместной деятельности учащихся, обеспечение взаимодействия семьи и учреждений образования.

В процессе нравственного воспитания применяются такие методы и формы воспитания, как


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: