Корреляционная матрица показателей сельских подростков

  Рациональный канал эмпатии Эмоциональный канал эмпатии Интуитивный канал эмпатии Установки, способствующие эмпатии Проникающая способность в эмпатии Идентификация в эмпатии Суммарный показатель Индивидуалистический Коллективистический Прагматический Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление Неумение управлять эмоциями, дозировать их. Неадекватное проявление эмоций Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций. Доминирование негативных эмоций Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе. Суммарный показатель
Рациональный канал эмпатии 1,00 -0,21 0,04 0,23 -0,41 -0,08 0,17 0,09 0,10 -0,20 -0,15 0,00 -0,04 -0,09 -0,01 -0,11 0,14 0,06 0,11 0,21 0,14
Эмоциональный канал эмпатии -0,21 1,00 0,32 -0,18 0,05 -0,01 0,27 -0,08 -0,10 0,24 0,07 -0,20 0,08 -0,13 0,06 0,31 0,31 0,03 0,30 0,00 0,29
Интуитивный канал эмпатии 0,04 0,32 1,00 -0,08 -0,23 0,07 0,54 0,04 -0,08 0,03 0,27 -0,07 -0,03 0,07 -0,16 0,18 0,42 0,25 0,14 0,20 0,38
Установки, способствующие эмпатии 0,23 -0,18 -0,08 1,00 0,03 -0,11 0,40 -0,12 0,24 -0,25 -0,01 0,13 -0,07 -0,03 0,07 -0,16 -0,12 -0,21 -0,18 -0,05 -0,22
Проникающая способность в эмпатии -0,41 0,05 -0,23 0,03 1,00 -0,06 0,26 -0,08 -0,14 0,22 0,15 0,13 0,22 -0,22 0,10 -0,04 -0,28 -0,16 -0,08 -0,14 -0,22
Идентификация в эмпатии -0,08 -0,01 0,07 -0,11 -0,06 1,00 0,39 0,12 -0,20 0,13 -0,12 -0,15 0,11 -0,09 -0,07 0,06 0,31 -0,28 -0,18 -0,33 -0,14
Суммарный показатель 0,17 0,27 0,54 0,40 0,26 0,39 1,00 0,05 -0,06 -0,04 0,10 0,01 0,15 -0,22 0,00 0,11 0,24 -0,14 -0,05 -0,04 0,03
Индивидуалистический 0,09 -0,08 0,04 -0,12 -0,08 0,12 0,05 1,00 -0,64 -0,17 -0,23 0,01 -0,01 -0,23 -0,22 -0,09 0,04 0,06 -0,02 0,07 0,03
Коллективистический 0,10 -0,10 -0,08 0,24 -0,14 -0,20 -0,06 -0,64 1,00 -0,64 -0,17 -0,02 -0,02 0,16 0,13 0,17 -0,07 -0,08 0,01 -0,16 -0,04
Прагматический -0,20 0,24 0,03 -0,25 0,22 0,13 -0,04 -0,17 -0,64 1,00 0,42 0,01 0,03 0,03 0,08 -0,11 0,06 0,04 0,05 0,15 0,06
Соперничество -0,15 0,07 0,27 -0,01 0,15 -0,12 0,10 -0,23 -0,17 0,42 1,00 0,05 -0,07 0,19 0,01 -0,17 0,10 0,16 -0,03 0,05 0,04
Сотрудничество 0,00 -0,20 -0,07 0,13 0,13 -0,15 0,01 0,01 -0,02 0,01 0,05 1,00 -0,32 -0,12 0,26 0,00 -0,09 -0,10 0,06 0,17 0,01
Компромисс -0,04 0,08 -0,03 -0,07 0,22 0,11 0,15 -0,01 -0,02 0,03 -0,07 -0,32 1,00 -0,41 -0,56 0,12 -0,25 0,09 0,11 -0,20 -0,05
Избегание -0,09 -0,13 0,07 -0,03 -0,22 -0,09 -0,22 -0,23 0,16 0,03 0,19 -0,12 -0,41 1,00 0,17 -0,29 0,17 0,28 -0,19 -0,07 -0,02
Приспособление -0,01 0,06 -0,16 0,07 0,10 -0,07 0,00 -0,22 0,13 0,08 0,01 0,26 -0,56 0,17 1,00 -0,03 -0,07 -0,05 -0,24 0,26 -0,04
Неумение управлять эмоциями, дозировать их. -0,11 0,31 0,18 -0,16 -0,04 0,06 0,11 -0,09 0,17 -0,11 -0,17 0,00 0,12 -0,29 -0,03 1,00 0,27 0,18 0,40 0,15 0,60
Неадекватное проявление эмоций 0,14 0,31 0,42 -0,12 -0,28 0,31 0,24 0,04 -0,07 0,06 0,10 -0,09 -0,25 0,17 -0,07 0,27 1,00 0,13 0,20 0,08 0,52
Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций. 0,06 0,03 0,25 -0,21 -0,16 -0,28 -0,14 0,06 -0,08 0,04 0,16 -0,10 0,09 0,28 -0,05 0,18 0,13 1,00 0,44 0,29 0,65
Доминирование негативных эмоций 0,11 0,30 0,14 -0,18 -0,08 -0,18 -0,05 -0,02 0,01 0,05 -0,03 0,06 0,11 -0,19 -0,24 0,40 0,20 0,44 1,00 0,42 0,78
Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе. 0,21 0,00 0,20 -0,05 -0,14 -0,33 -0,04 0,07 -0,16 0,15 0,05 0,17 -0,20 -0,07 0,26 0,15 0,08 0,29 0,42 1,00 0,62
Суммарный показатель 0,14 0,29 0,38 -0,22 -0,22 -0,14 0,03 0,03 -0,04 0,06 0,04 0,01 -0,05 -0,02 -0,04 0,60 0,52 0,65 0,78 0,62 1,00

 


 

Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов, в результате математической обработки, различий между выборками городских и сельских подростков не показала ни по одному из параметров. Это, вероятно, объясняется спецификой подросткового возраста, склонностью к определенным эмоциональным проявлениям, на которые, скорее всего, не воздействует социальная среда (конкретно в нашем исследовании, городская, либо сельская), в той мере, которая позволила бы дать существенные отличия.

По методике диагностики поведения личности в конфликтной ситуации были выявлены различия по таким показателям, как сотрудничество и приспособление. Сотрудничество здесь наиболее характерно для городских подростков, а приспособление – для сельских. Возможно, это объясняется большей прагматичностью городских жителей, чем сельских. Учитывая характеристики приспособления, как стиля поведения в конфликте и его преобладание у сельских подростков, можно, также, отметить, что принесение в жертву собственных интересов, как и склонность к коллективизму – одна из психологических черт, присущих индивиду, прошедшему социализацию в сельской местности.

В диагностике уровня эмпатии достоверные различия показал рациональный канал и установки, способствующие эмпатии, а также, суммарный показатель. Данные параметры в числовом значении преобладают у городских подростков. Проанализировав данные показатели в корреляционных матрицах, мы увидели, что установки, способствующие у них эмпатии, находятся в обратной взаимосвязи с нежеланием сближаться с людьми на эмоциональной основе, что вероятнее всего, объясняется такой психологической чертой жителя города, как излишняя формальность в общении, а также, большее число и частота социальных контактов, обусловленные жизнью в городе, как более населённой местности. Что касается рационального канала эмпатии, он находится в прямой взаимосвязи с доминированием негативных эмоций, исходя из чего можно сделать вывод, что данный эмоциональный фон способствует охватыванию сущности партнёра по общению, а также, непосредственно, его проблем и, в следствие, сопереживанию.

По методике оценки отношений подростка с классом достоверные различия показали индивидуалистический и коллективистический типы: индивидуалистический тип преобладает у городских подростков, а коллективистический – у сельских, что также объясняется исходя из особенностей жителей города – автономности и избирательности в социальных контактах и противоположной характеристики жителя села – склонности к совместной деятельности. Помимо этого, рассмотрев корреляционные матрицы, мы обнаружили, что у городских подростков существует обратная взаимосвязь у прагматического типа отношений и эмоционального канала эмпатии, вследствие чего мы можем предположить, что это обусловлено психологическими особенностями городских жителей, для которых характерна обособленность, выход на первый план личных интересов.

Таким образом, полученные результаты наглядно показывают различия и психологические особенности поведения в межличностном взаимодействии у подростков, проживающих в городе и селе.

 

 


 

Выводы по II главе

1. В результате математического анализа результатов методики диагностики "Помех" в установлении эмоциональных контактов В. В. Бойко существенных различий выявлено не было, в то время, как при первичном подсчёте и обработке данных было найдено отличие в доминировании негативных эмоций, которое имеет место у группы сельских подростков и отсутствует у городских. Уровень эмоциональной эффективности в общении низок по всей выборке.

2. При обработке методики диагностики уровня эмпатии, были установлены различия в установках, способствующих эмпатии и её рациональном канале. Данные признаки в значительной мере преобладают у городских подростков. Исходя из теоретических основ, мы можем предположить, что это психологическая обусловленность городской жизнью.

3. В исследовании стиля поведения личности в конфликтной ситуации были также найдены отличия по способам «сотрудничество» и «приспособление», что также находит своё обоснование в теоретических источниках.

4. Выявлены отличия по методике отношений подростка с классом: преобладание индивидуалистического типа у городских и коллективистического – у сельских подростков. Это наглядно демонстрирует такую психологическую особенность жителя села, как стремление к коллективизму и, как противоположность, стремление жителя города к обособленности.

 

 


 

Заключение

Несколько общих, вводных предложений о важности темы и своевременности ее изучения………..

Подводя итоги нашего исследования, можно констатировать факт подтверждения выдвинутой гипотезы о том, что существуют различия в особенностях межличностного взаимодействия у городских и сельских подростков.

Были выявлены существенные различия, которые были подтверждены с помощью методов математической статистики.

Психологические особенности городских подростков, такие, как избирательность в установлении социальных контактов, стремление к обособленности, преобладание индивидуализма были доказаны. Что касается психологических характеристик сельского подростка, а именно стремление к коллективизму, жертвованию своими интересами ради других, в ущерб себе - они также были подтверждены.

Практическая значимость проведенной работы заключается в сужении ранее полученных данных о психологических особенностях жителей города и села, и рассмотрение в конкретном аспекте – межличностном взаимодействии, а также в контексте определённого возрастного периода – подросткового возраста.

Полученные результаты, на наш взгляд, имеют практическую пользу для психолого-педагогической работы с подростками, с учётом специфики среды их социализации. Возможно их внедрение в разработку психодиагностических методик, способов коррекционной работы.

Также, можно предположить дальнейшую разработку данной темы в различных руслах, помимо взаимодействия, таких, как самоотношение, самовосприятие, социальные установки.

Увеличьте, пожалуйста, объем заключения до двух листов….

 


 

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Третье издание. М.: Наука, 1994.- 364с.

2. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1983.- 272с.

3. Бодалев А. А. Столин В. В. Аванесов В. С. Общая психодиагностика. Изд-во «Речь», 2006.- 440с.

4. Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопр. психол. 1994. № 1.

5. Бодалев А.А. Психология общения. - Воронеж:НПО «МОДЭК», 2002.- 256с.

6. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность.- М.: Мысль, 1998.- 207с.

7. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.- 175с.

8. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2007.- 544с.

9. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М., 1997. – 452с.

10. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика // Пособие для педагогов. — Минск, 2000.

11. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. 'Рабочая книга школьного психолога' - Москва: Просвещение, 1991. – 303с.

12. Кон И.С. Психология ранней юности. -М., 1989.- 255с.

13. Кон И.С. 'Психология старшеклассника' - Москва: Просвещение, 1980. – 192с.

14. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2005.- 992с.

15. Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. Л., ЛГУ, 1967. – 173с.

16. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). М.: Изд-во УРАО., 1997. – 177с.

17. Леонтьев А.А. Психология общения. — 3-е изд. — М.: Смысл, 1999. – 365с.

18. Лисовский В.Д. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. — СПб., 2000.

19. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. М.: Медицина, 1985. – 416 с.

20. Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.

21. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников.— М.: Педагогика, 1984. – 206с.

22. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: «Академия», 2003. – 456с.

23. Немов Р.С. Психология образования. – Владос, 2007. – 496с.

24. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. Кн. 2. - М., 2007. - 608 с.

25. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. -Л.: Изд-во Ленингр. универ., 1979. – 152с.

26. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник.- М., Российское педагогическое агентство. 1996. – 374с.

27. Общение и формирование личности школьника: Опыт экспериментального и психологического исследования/ Под ред. А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского.- М.: Педагогика, 1987.

28. Обществознание: профильный уровень. Боголюбов Л.Н. и др. М.: Просвещение, 2007. – 415с.

29. Пидодня, Ю.А. Психологическая специфика образа города в различных социальных группах Текст.: дис.. канд. психол. наук: Самара: РГБ, 2007.

30. Платонов К, К. О системе психологии. М., 1974.

31. Поливанова К.Н. «Психология возрастных кризисов», М, 2000 г. – 184с.

32. Психология конфликта / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. - СПб, 2006.

33. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю.А. Фролов. М., 1997. 526с.

34. Психология, словарь. /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е издание, исправленное и дополненное – М.: Политиздат, 1990. – 494с.

35. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 712с.

36. Социальная психология /Под ред. академ. А. Петровского. -М.: Просвещение, 1978. – 224с.

37. Свенцицкиц А.Л. Социальная психология. М., 2003. 363 с.

38. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: Издательство МГУ, 1980 г. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис.

39. Хрестоматия "Психология подростка". Российское Педагогическое Агенство. (Москва, 1997 г.) Ю. А.Фролов. – 526с.

40. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. – 349с.

41. Шихи Г. Возрастные кризисы. – СПб.: «Ювента», 1999. – 436с.

42. Шмелев А.Г.Основы психодиагностики – М.; Феникс,1996. – 544с.

Электронные источники:

43. http://freepapers.ru/18/osobennosti-samootnosheniya-gorodskih-i-selskih/196111.1181336.list4.html

44. http://freqlist.ru/sociologiya/gorod-kak-socialnaya-sistema-radionova/mnogoaspektnost-analiza-gorodskogo-sociuma.html

45. http://hpsy.ru/public/x2482.htm

46. http://kursk-psychol.narod.ru/gazetka/avt-ivat.htm

47. http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-05/dissertaciya-sotsialno-psihologicheskie-problemy-gorodskoy-mentalnosti

48. http://www.0ve.ru/sociologiya_i_obshhestvoznanie/socialno%96psixologicheskij_portret.html

49. http://www.redov.ru/pedagogika/socialnaja_pedagogika_konspekt_lekcii/p8.php

50. http://research-journal.org/featured/psycology/inellektualnye-i-lichnostnye-osobennosti-podrostkov-buryat/

51. http://www.razlib.ru/psihologija/vozrastnaja_psihologija_konspekt_lekcii/p9.php

52. http://www.zipsites.ru/psy/psylib/info.php?p=3415

в электронных источниках надо указать названия статей и материалов, на которые вы ссылаетесь


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: