Практическая работа № 7. Изучение основ правильного чтения и развития памяти

Изучение основ правильного чтения и развития памяти

Цель работы: изучить основы правильного чтения. Научить, полноценно воспринимать информацию, развить способность студентов концентрироваться на запоминание.

Общие сведения

Рифы и мифы скорочтения

Миф первый: умение быстро читать дано от природы. В массе своей мы читаем с той же скоростью, что и 100 лет назад, это 250-300 слов в минуту. Подобные исследования служат поводом для пессимизма, но в истории всегда были гениальные люди, способные читать со скоростью 1000 и более слов в минуту (например, Толстой, Чернышевский, Горький, Марк Твен и др.).

Миф второй: учиться быстрочтению долго. На самом деле достаточно месяца интенсивных занятий: вы продолжаете читать ту же литературу, тренируясь и исправляя ошибки.

Миф третий: быстро читать можно только легкое чтиво - журналы и прочую ерунду. Читая по диагонали, теряешь смысл. Обучаясь быстрочтению, вы не просто тренируете скорость, а учитесь понимать текст, выделять главную мысль, улавливать основное, тем самым увеличивая качество восприятия текста.

Основы правильного чтения

Правильность чтения - это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого [16].

Факторы неправильного чтения:

- Проговаривание или артикуляция при чтении - враг номер один быстрого проглатывания текста. Артикуляция - это непроизвольные движения губ, языка, элементов гортани при чтении текста про себя. Проговаривая, мы теряем скорость, так как при артикуляции переработка информации происходит с участием слухового анализатора, а это тормозит скорость.

- Отсутствие внимания. Внимание - это избирательная направленность сознания при выполнении определенной работы. У некоторых читающих внимание часто переключается на посто­ронние мысли и предметы, и интерес к тексту снижается. Необходимо уметь выхватывать главную мысль и фокусировать внимание.

- Отсутствие гибкой программы чтения, то есть когда все тексты читаются одинаково медленно. Однако научный журнал нужно читать иначе, чем художественные тексты, так как скорость и техника чтения подчиняется тем целям, задачам и установкам, которые читатель ставит перед собой. Необходимо вооружить мозг более эффективной программой.

- Возвратные движения глаз к уже прочитанному. Этот недостаток самый распространенный. Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст, как легкий, так и трудный, как бы для верности. Области таких повторных фиксаций глаз, возникающие при традиционном чтении, иногда очень велики и резко снижают скорость чтения. Однако есть возвраты, которые можно считать обоснованными. Они возникают при появлении новых мыслей. Основная цель - более глубокое осмысление уже однажды прочитанного текста.

- Малое поле зрения при чтении. Под полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются в лучшем случае 2-3 слова, поле зрения очень мало. Вследствие этого глаза делают много лишних скачков и фиксаций (оста­новок). Такой прием можно назвать дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше этих остановок, а в итоге чтение становится эффективнее. Чтение текста целыми фразами более эффективно не только с точки зрения скорости: оно способствует и более глубокому пониманию прочитанного [4].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: