Упражнение № 7.1 «Изучение предмета» для развития зрительной памяти.
Инструкция для студентов: положите перед собой карточку (см. рисунок 7.1). Внимательно посмотрите на нее 30 сек. Запомните, количество предметов на карточке.
Рисунок 7.1 – Карточка-задание к упражнению №1 «Изучение предмета»
Уберите карточку, так чтобы она была вне поля зрения. Напишите список того, что вы запомнили, сравните список с карточкой и определите, насколько вы были точны.
Обработка результатов
За каждое правильное наблюдение «+1», за неправильное наблюдение «-1». Подсчитайте сумму и разделите её на 16 (число предметов) для получения своего рейтинга в процентах, полученный результат умножьте на 100.
Упражнение № 7.2 «Числа»
Инструкция для студентов: постарайтесь запомнить за 20 секунд и потом записать, как можно большее количество чисел. Ответ считается правильным, если верно указывается и расположение чисел (см. рисунок 7.2).
Рисунок 7.2– Карточка-задание к упражнению №2«Числа»
|
|
Обработка результатов
Сравните ваши числа с карточкой и определите, насколько вы были точны. За каждое правильное наблюдение «+1», за неправильное наблюдение, «-1». Для получения своего рейтинга в процентах подсчитайте сумму, разделите её на 12 (количество чисел), полученный результат умножьте на 100.
Метод ассоциаций
Упражнение № 7.3 «Цепь образов»
Инструкция для студентов: возьмите любые два слова, свяжите их цепочкой слов-ассоциаций. Для связи следует использовать слова, между которыми есть что-то общее или наоборот противоположное.
Пример: Часы и Облако
Возможное решение: Часы - Время - День - Солнце - Небо - Облако
Существуют и другие способы, позволяющие связать эти два образа. Каждый может придумать что-то свое - и это также будет правильно. Главное - установить связь между соседними словами.
И еще один пример: Петух - Демон
Петух - Двор - Церковь - Бог - Демон
При переходе от Бога к Демону использовался переход на основе противоположностей.
В некоторых случаях ассоциации оказываются настолько очевидны, что создавать цепь образов смысла нет. Например, для пары Кран - Труба вполне естественным будет представить кран поднимающий трубу. В этом случае имеет смысл придумать дополнительные ассоциации: Кран - Трос - Крюк - Труба.
Упражнение № 7.4 «Список слов» для запоминания последовательности не связанных между собой слов.
Инструкция для студентов:
1. Запомните последовательность слов за 5мин:
Зеркало – Любовь – Обезьяна – Поезд – Небо – Свеча – Больница – Кактус – Овраг - Мыло
2. Свяжите с помощью ассоциации первые два слова.
|
|
3. Свяжите с помощью ассоциации второе и третье слово.
4. И т.д. до конца списка.
5. По данной словесной цепи составьте цепь ассоциаций.
В результате выполнения описанных операций получится, что каждое слово в цепи связано ассоциациями с предыдущим и последующим словами, являясь звеном в цепи ассоциаций.
Пример: необходимо запомнить следующую последовательность: