Память. Законы памяти

Память - это способность человека осуществлять ряд разнородных процессов: воспринимать информацию, запечатлевать её, сохранять, воспроизводить [17].

Хорошая память - это навык, который нуждается в тренировке.

Тренировка памяти – это, прежде всего развитие способности к образованию ассоциаций. Еще Аристотелем было подмечено, что «процесс воспоминания облегчается в том случае, если удается мысленно восстановить временную последовательность событий или же когда удается реконструировать впечатления, сопровождавшие воспроизводимую ситуацию».

Фазы памяти, характеризующие наибольшее значение для организации её тренировки:

1. восприятие информации;

2. концентрация;

3. запечатление;

4. повторение;

5. забывание;

6. припоминание.

Существенное повышение общей продуктивности памяти может быть достигнуто только в результате непрерывной, систематической тренировки в течении 2-3 месяцев. Совершенно необходима при этом реальная целесообразность упражнений, мотивация, их связь с работой, учёбой и т.п. [18].

Законы памяти

1 Думайте. По словам немецкого писателя Г. Лихтенберга, люди мало запоминают из прочитанного потому, что слишком мало думают сами. Поэтому непременно пытай­тесь во всем найти смысл. Не надо, зажав руками уши и впившись глазами в текст, повторять про себя строчку за строчкой. Эти титанические усилия не зачтутся, потому что тут важен не процесс, а результат. Последний будет гораз­до лучше, если вы постараетесь найти в тексте главную мысль, выделить ее аргументацию, отметить переход к сле­дующей - то есть поработаете в книге карандашом, сде­лаете конспект.

2 Интересуйтесь. Если речь идет не о досужем чтении,
чтобы скоротать время в дороге, то, значит, прочитанное вам для чего-то нужно. Не упускайте из виду эту цель, ведь ваши труды - ради нее. Оцените, что даст полученная информация, и если польза действительно ожидается, то
читать станет интереснее.

3 «Ешьте слона по частям». Завтра экзамены, но вы
настроены решительно, потому, что впереди целый день и еще ночь. Отдавая должное вашим способностям, мы готовы допустить, что к утру вы одолеете таки учебник и даже будете помнить его содержание примерно до обеда - ровно столько, чтобы успеть ответить на несколько вопросов экзаменатора. Но имейте в виду, что в книгу рекордов Гиннесса и к прочным знаниям ведут разные пути. Чтобы не сетовать потом на дырявую память, подумайте: почему, скажем, семь бед - один ответ? А не пять бед или десять? Почему, прежде чем отрезать, надо семь раз отмерить, и с какой стати именно семеро одного не ждут? А еще были семь древнегреческих мудрецов, семь чудес света. Да и семидневная неделя вряд ли случайна...

Психологи раскрыли секрет «магической» семерки. Ока­зывается, таков средний объем нашей оперативной памя­ти - при одновременном восприятии она способна удер­жать в среднем семь объектов. Лиц, предметов, слов, фраз, параграфов - безразлично. Причем легче запоми­наются первый и последний элементы ряда. Недаром по­следнее слово в споре каждый старается оставить за собой: скорее всего в памяти останется именно оно, а не пред­шествующие долгие дебаты.

Если же порция для запоминания окажется больше этой нормы, то на нее вы потратите гораздо больше времени, чем при посильной и ритмичной работе.

4 Будьте готовы. Книга требует определенного настроя на работу. Причем не только настроя, но и готовности к делу, которое во многом зависит от вашей эрудиции. Ведь новое легче укладывается на уже готовые полочки, прочнее держится благодаря связям с прежней информацией. Поразмышляйте о том, что вы знаете на предложенную тему; оцените, насколько новая информация пополнит ваши знания. К работе со сложным материалом полезно специально подготовиться: почитать на ту же тему что-то еще, может быть, более популярное.

5 Не топчите следы. Давно замечено, что лучший способ забыть только что выученное - попытаться тут же запомнить нечто похожее. Зная это, не учите физику после; математики, а историю после литературы.

6 Оглянитесь вокруг. Это действенный способ борьбы с забывчивостью. Представив обстановку, в которой происходило событие, вы сможете припомнить и его, потому что одновременные впечатления имеют свойство вызывать друг друга. Например, узелок на память, завязанный в определенной ситуации, впоследствии помогает вспомнить и повод, по которому он появился.

7 Учите от А до Я. Смысл этого закона в том, что вся ин­формация должна восприниматься как законченное целое, а не разрозненные осколки неизвестно чего. Если вы нач­нете заучивать стихотворение по частям, то потом у доски после каждой строфы будете долго вспоминать начало следующей. Учите все сразу. Такой принцип поможет потом, быстро восстановить в памяти нужное. Для этого начните вспоминать сначала [19].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: