Метод «Незаконченных предложений» к практической работе № 5

Метод состоит из56 незаконченных предложений. Каждое из них направлено на выявление отношений учащихся к той или иной группе социальных или личностных интересов и пристрастий. Обследование проводится в два этапа.

Инструкция 1-го этапа. Закончить каждое предложение, вписывая первую же пришедшую Вам в голову мысль. Делать это быстро, не медлить. Если не можете закончить какое-либо предложение, обведите его номер кружком и займитесь им позднее.

Время на выполнение задания 10мин.

1. Я учусь так...

2. Начальство моего учебного заведения...

3. Моя мама...

4. Когда меня нет, мои друзья...

5. Когда мне начинает не везти...

6. Большинство известных мне людей...

7. Я думаю, что в будущем...

8. Я хотел бы учиться...

9. Наше учебное заведение...

10. По сравнению с большинством семей моя семья...

11. Что касается нашей группы...

12. Я достаточно способен...

13. От незнакомых людей...

14. Мне кажется, что в будущем я...

15. В учебе я вижу...

16. В учебном заведении я...

17. Моя семья обращается со мной, как с...

18. Когда я высказываю свое мнение...

19. Мне кажется, что я...

20. Люди чаще всего живут...

21. Я думаю, что планировать будущее...

22. Что касается уроков, то я...

23. Наши учителя...

24. Я хотел бы, чтобы мой отец...

25. Я думаю, что мои ровесники...

26. Я мог бы быть очень счастливым...

27. Почти все люди стремятся...

28. Думать о будущем...

29. Я могу учиться...

30. Большинство учителей...

31. Считаю, что большинство матерей...

32. В группе я чувствую себя...

33. Моим скрытым желанием является...

34. Мне кажется, что люди в основном...

35. Мне кажется, что лет через пять...

36. Домашние задания я...

37. Когда я иду на занятия...

38. Моя мать и я...

39. Что касается моих товарищей в группе...

40. Больше всего я боюсь...

41. Люди видят смысл в...

42. В будущем я займусь...

43. Большинство учебных предметов...

44. Я думаю, что учителя...

45. Думаю, что мой отец...

46. Мне не нравится, когда ребята...

47. Больше всего я люблю...

48. В основном люди относятся друг к другу...

49. Часто мне кажется, что в будущем...

50. Когда я вспоминаю об учебе...

51. Когда я вспоминаю наше учебное заведение...

52. Мой отец и я...

53. Когда я вспоминаю нашу группу...

54. Я думаю, что обо мне...

55. Люди часто...

56. Целью своей жизни я считаю...

 

Инструкция для 2-го этапа. Прочитать каждое предложение, выставить ему эмоционально-оценочный балл: +1, 0, –1(Таблица 1). По следующей шкале:

+1 - положительная оценка и положительное отношение к тому, о чем идет речь, переживание при этом положительных эмоций: радости, удовлетворения, признательности, благодарности, уверенности в себе, покоя и т.д.;

0 - нейтральная оценка и нейтральное отношение к тому, о чем идет речь. Отсутствие каких–либо эмоций. Предложение не закончено.

-1 - негативная оценка, негативное отношение к тому, о чем идет речь.

Переживание при этом отрицательных эмоций: раздражения, гнева, досады, страха, грусти, обиды, зависти, презрения и т.д., или - если предложение не закончено по причине сильных неприятных переживаний, связанных с тем, о чем идет речь.

Примеры: «Начальство моего учебного заведения... меня не беспокоит» (0); «В учебном заведении я чувствую себя... как дома»(+1); «Учителя часто бывают невнимательны ко мне» (-1).

 

Таблица В.1 – Оценочный бланк метода незаконченных предложений

 

Учеба Школа Семья Сверстники Я Люди Будущее
№ предл Балл № предл Балл № предл Балл № предл Балл № предл Балл № предл Балл № предл Балл
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
             

 

Обработка результатов

Суммировать оценки по каждому из семи блоков: учеба, учебное заведение, семья, сверстники, Я, люди, будущее (в каждом блоке 8 предложений), например, учеба: 0, 0, +1, -1, +1, +1, +1, -1 = +2. В результате получается обобщенная смысловая установка по данной сфере.

На основании анализа установочных полей, получится следующая шкала оценок:

- весьма положительная – больше 3;

- положительная – от 1 до 3;

- нейтральная – от 0 до 1(начинаются серьезные психологические проблемы учащихся в данной сфере действительности);

- отрицательная – от -3 до -1;

- крайне отрицательная – меньше -3.

 

Сделать вывод по результатам анализа

Определить сферы, в которых преобладают положительные и отрицательные установки. Именно в последних и возникает наибольшее число психологических проблем (учебные трудности, взаимоотношения с учителями, родителями и сверстниками, заниженная самооценка и неудовлетворенность собой).

Пример

Наташа Петрова студентка 1-го курса

Сфера и балл: Учеба +2. Учебное заведение +2. Семья +3. Сверстники +1. Я 0. Люди +1. Будущее +4.

В данном примере результаты позволяют выделить сферы, где присутствует наибольшее количество негативных установок: отношение к сверстникам, к самому себе, к окружающим людям.

Приложение Г


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: