Метод состоит из56 незаконченных предложений. Каждое из них направлено на выявление отношений учащихся к той или иной группе социальных или личностных интересов и пристрастий. Обследование проводится в два этапа.
Инструкция 1-го этапа. Закончить каждое предложение, вписывая первую же пришедшую Вам в голову мысль. Делать это быстро, не медлить. Если не можете закончить какое-либо предложение, обведите его номер кружком и займитесь им позднее.
Время на выполнение задания 10мин.
1. Я учусь так...
2. Начальство моего учебного заведения...
3. Моя мама...
4. Когда меня нет, мои друзья...
5. Когда мне начинает не везти...
6. Большинство известных мне людей...
7. Я думаю, что в будущем...
8. Я хотел бы учиться...
9. Наше учебное заведение...
10. По сравнению с большинством семей моя семья...
11. Что касается нашей группы...
12. Я достаточно способен...
13. От незнакомых людей...
14. Мне кажется, что в будущем я...
15. В учебе я вижу...
16. В учебном заведении я...
17. Моя семья обращается со мной, как с...
18. Когда я высказываю свое мнение...
|
|
19. Мне кажется, что я...
20. Люди чаще всего живут...
21. Я думаю, что планировать будущее...
22. Что касается уроков, то я...
23. Наши учителя...
24. Я хотел бы, чтобы мой отец...
25. Я думаю, что мои ровесники...
26. Я мог бы быть очень счастливым...
27. Почти все люди стремятся...
28. Думать о будущем...
29. Я могу учиться...
30. Большинство учителей...
31. Считаю, что большинство матерей...
32. В группе я чувствую себя...
33. Моим скрытым желанием является...
34. Мне кажется, что люди в основном...
35. Мне кажется, что лет через пять...
36. Домашние задания я...
37. Когда я иду на занятия...
38. Моя мать и я...
39. Что касается моих товарищей в группе...
40. Больше всего я боюсь...
41. Люди видят смысл в...
42. В будущем я займусь...
43. Большинство учебных предметов...
44. Я думаю, что учителя...
45. Думаю, что мой отец...
46. Мне не нравится, когда ребята...
47. Больше всего я люблю...
48. В основном люди относятся друг к другу...
49. Часто мне кажется, что в будущем...
50. Когда я вспоминаю об учебе...
51. Когда я вспоминаю наше учебное заведение...
52. Мой отец и я...
53. Когда я вспоминаю нашу группу...
54. Я думаю, что обо мне...
55. Люди часто...
56. Целью своей жизни я считаю...
Инструкция для 2-го этапа. Прочитать каждое предложение, выставить ему эмоционально-оценочный балл: +1, 0, –1(Таблица 1). По следующей шкале:
+1 - положительная оценка и положительное отношение к тому, о чем идет речь, переживание при этом положительных эмоций: радости, удовлетворения, признательности, благодарности, уверенности в себе, покоя и т.д.;
0 - нейтральная оценка и нейтральное отношение к тому, о чем идет речь. Отсутствие каких–либо эмоций. Предложение не закончено.
|
|
-1 - негативная оценка, негативное отношение к тому, о чем идет речь.
Переживание при этом отрицательных эмоций: раздражения, гнева, досады, страха, грусти, обиды, зависти, презрения и т.д., или - если предложение не закончено по причине сильных неприятных переживаний, связанных с тем, о чем идет речь.
Примеры: «Начальство моего учебного заведения... меня не беспокоит» (0); «В учебном заведении я чувствую себя... как дома»(+1); «Учителя часто бывают невнимательны ко мне» (-1).
Таблица В.1 – Оценочный бланк метода незаконченных предложений
Учеба | Школа | Семья | Сверстники | Я | Люди | Будущее | |||||||
№ предл | Балл | № предл | Балл | № предл | Балл | № предл | Балл | № предл | Балл | № предл | Балл | № предл | Балл |
∑ | ∑ | ∑ | ∑ | ∑ | ∑ | ∑ |
Обработка результатов
Суммировать оценки по каждому из семи блоков: учеба, учебное заведение, семья, сверстники, Я, люди, будущее (в каждом блоке 8 предложений), например, учеба: 0, 0, +1, -1, +1, +1, +1, -1 = +2. В результате получается обобщенная смысловая установка по данной сфере.
На основании анализа установочных полей, получится следующая шкала оценок:
- весьма положительная – больше 3;
- положительная – от 1 до 3;
- нейтральная – от 0 до 1(начинаются серьезные психологические проблемы учащихся в данной сфере действительности);
- отрицательная – от -3 до -1;
- крайне отрицательная – меньше -3.
Сделать вывод по результатам анализа
Определить сферы, в которых преобладают положительные и отрицательные установки. Именно в последних и возникает наибольшее число психологических проблем (учебные трудности, взаимоотношения с учителями, родителями и сверстниками, заниженная самооценка и неудовлетворенность собой).
Пример
Наташа Петрова студентка 1-го курса
Сфера и балл: Учеба +2. Учебное заведение +2. Семья +3. Сверстники +1. Я 0. Люди +1. Будущее +4.
В данном примере результаты позволяют выделить сферы, где присутствует наибольшее количество негативных установок: отношение к сверстникам, к самому себе, к окружающим людям.
Приложение Г