Формы, методы, технологии обучения

Практическая часть

Методические рекомендации по работе с хрестоматийным материалом

Стержневые идеи курса

Отечественная педагогическая наука пережи­вает в настоящее время слож­ный период ос­вобождения от стерео­типов административно-команд­ной педаго­гики. Существенная рольпри этом отводится инте­грации педа­гогики с науками о человеке, его деятельности и об­щении.

Коммуникативная культура определяет характер взаимо­действия субъ­ектов на основе осознания ими системы гуманистических ценностей и смы­слов диа­логического общения. Ком­муникативную культуру не следует ото­ждествлять с владением нор­мативным набором речевых и невербаль­ных умений, т.е. с тех­нологической стороной общения, поскольку в этом случае не­дос­таточно учи­тывается внутренняя, духовно-нравственная ак­тивность личности «тво­рить об­щение», видеть и оценивать свое место в межличност­ных отношениях.

Состав­ляющими компонентами понятия «коммуникативная культура лич­ности» явля­ются: 1)коммуникативные свойства личности, характери­зующие раз­витие потребности в об­щении, отношение к способу общения; 2) комму­ни­кативные способности; 3) коммуникативная компетентность(знание норм и правил общения, владение его технологией и т. д.).

В свете изменений, происходящих в обществе, в условиях реформиро­ва­ния системы обра­зования возрастают требования к содержанию и уровню подго­товки специалистов, работающих в системе специальных (коррекцион­ных) об­щеобразовательных учреждений, в частности, к учите­лям-логопедам.

Компонентами профессиональной компетентности учителя-логопеда яв­ля­ются: осуществ­ление всех видов учебно-воспитательной и коррекци­онной ра­боты в специальных учреждениях для детей и подростков с рече­вой пато­ло­гией; адекватное использование логопедических тех­нологий; владение пе­даго­гической техникой и мастерством, включая овладение коммуникатив­ной куль­турой.

Студенты, избравшие профессию учителя-логопеда, дол­жны четко пред­ставлять, что ос­новное в их будущей практичес­кой деятельности – это не только коррекционно-логопедическая работа с детьми и подростками с на­ру­шениями речи, но и профессионально-педагогическое общение с ними, их ро­дителями, коллегами, администрацией, поэтому от умений и навыков со­циаль­ной коммуникации, коммуникативной культуры буду­щего учителя-ло­гопеда во многом будет зависеть успешность его профес­сиональной деятель­ности и удовлетворенность ею.

Формы, методы, технологии обучения

В ходе изучения курса используются как традиционные (практические занятия, самостоятельная работа), так и инновационные формы обучения (проблемные ситуации, учебные дискуссии), активные и интерактивные методы и технологии (деловые и ролевые игры, тренинги, моделирование ситуаций педагогического общения, компьютерное тестирование, проектные методики, анализ коммуникативных ситуаций, коммуникативного поведения дефектолога).

Лекционный курс дает воз­можность за небольшой промежуток времени изложить большой объем информации, представить знания по предмету в системе, изложить материал в определенной логической последовательности. Структура каждой лекции определяется ее целями, содержанием и из­бранной методикой изложения.

Лекционный материал является ведущим источником информа­ции, в нем излагаются основные понятия, сведения по теории и практике семейного воспитания детей с нарушениями речи, освещаемые в структурно-логической последовательности и взаимосвязи. В процессе работы на лекциях студенты учатся творческому усвоению содержания учебного предмета, приобретают ин­терес к получению знаний, стремление самостоятельно пополнять сведения об изучаемом предмете. Задача лекции как формы обучения, наряду с сообщением информации, – учить студентов совершенствовать свои знания и уме­ния, применять их на практике, т. е. формировать профессиональную самостоя­тельность и активность будущих учителей-логопедов.

Практические занятия являются связующим звеном теории и практики лого­педии. Цель практических занятий – углубление и систематизация знаний студентов, приобретенных при прослушивании лекций и в процессе само­стоятельной работы; выработка навыков анализа научных текстов, умений выражать и аргументировать свою позицию по обсуждаемым проблемам; формирование профессионального лексикона, определенных профессиональных знаний, умений и навыков.

Самостоятельная учебная деятельность студента – это основа эффективности овладения им профессиональной деятельностью. Именно в ней наблюдается наиболее полное проявление творческого потенциала личности в учебе.Эффективность самостоятельной работы студентов во многом зависит от следующих условий:а) владения методами самостоятельной работы;б) научной организации самостоятельной работы;

в) обеспеченности самостоятельной работы; г) уровня руководства самостоятельной работой со стороны преподавателей.

В процессе самостоятельной работы студенты знакомятся с учебной и научной литературой, закрепляют теоретические знания по содержанию курса, умения по конспектированию литературы; выполняют задания для самоконтроля, готовят рефераты, доклады, презентации, курсовые работы по различным разде­лам дисциплины. Темы для самостоятельной работы определены тематическим планом изучения дисциплины.

Вопросы и задания для самоконтроля

Раздел 1. Общение в образовательном процессе

1. Дайте характеристику общения с философской, социологи­че­ской и психо­логической позиций.

2. Раскройте понятия «ситуация общения», «средства общения».

3. Охарактеризуйте технологический уровень личности как субъекта об­ще­ния.

4. Подберите синонимы к следующим словам: коммуникация, перцеп­ция, интерактив­ность, интерпретация, конкуренция, аудирова­ние, визуальный.

5. Подберите антонимы к следующим словам: теория, диалог, кон­фликт­ность, адре­сант, альтруист, устный, тактич­ный, равнодушный.

6. Завершите следующее предложение: "Педагогическое общение - это...".

7. Дайте характеристику личностным показателям, наиболее значи­мым для педагогиче­ского общения.

8. Раскройте содержание этапов педагогического общения.

9. Оцените свои возможности владения культурой педагогического об­щения по следую­щим параметрам:

· соблюдение спокойного, доброжелательного тона в об­щении;

· стремление к установлению зрительного контакта;

· умение заинтересовать, увлечь выступлением, рассказом.

10. Охарактеризуйте структуру и способыуправления педагогическимвзаимодействием.

11. Раскройте содержание понятия «затруднения в педагогическом об­щении».

12. Охарактеризуйте причины, структуру и педагогические стратегии управления меж­личностными конфликтами.

13. Определите специфику профессионального общения логопеда.

14. Выполните задания в тестовой форме и проведите самотестирование по предложенным тестам (Глава 1.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: