Практическая часть
Методические рекомендации по работе с хрестоматийным материалом
Стержневые идеи курса
Отечественная педагогическая наука переживает в настоящее время сложный период освобождения от стереотипов административно-командной педагогики. Существенная рольпри этом отводится интеграции педагогики с науками о человеке, его деятельности и общении.
Коммуникативная культура определяет характер взаимодействия субъектов на основе осознания ими системы гуманистических ценностей и смыслов диалогического общения. Коммуникативную культуру не следует отождествлять с владением нормативным набором речевых и невербальных умений, т.е. с технологической стороной общения, поскольку в этом случае недостаточно учитывается внутренняя, духовно-нравственная активность личности «творить общение», видеть и оценивать свое место в межличностных отношениях.
Составляющими компонентами понятия «коммуникативная культура личности» являются: 1)коммуникативные свойства личности, характеризующие развитие потребности в общении, отношение к способу общения; 2) коммуникативные способности; 3) коммуникативная компетентность(знание норм и правил общения, владение его технологией и т. д.).
|
|
В свете изменений, происходящих в обществе, в условиях реформирования системы образования возрастают требования к содержанию и уровню подготовки специалистов, работающих в системе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, в частности, к учителям-логопедам.
Компонентами профессиональной компетентности учителя-логопеда являются: осуществление всех видов учебно-воспитательной и коррекционной работы в специальных учреждениях для детей и подростков с речевой патологией; адекватное использование логопедических технологий; владение педагогической техникой и мастерством, включая овладение коммуникативной культурой.
Студенты, избравшие профессию учителя-логопеда, должны четко представлять, что основное в их будущей практической деятельности – это не только коррекционно-логопедическая работа с детьми и подростками с нарушениями речи, но и профессионально-педагогическое общение с ними, их родителями, коллегами, администрацией, поэтому от умений и навыков социальной коммуникации, коммуникативной культуры будущего учителя-логопеда во многом будет зависеть успешность его профессиональной деятельности и удовлетворенность ею.
Формы, методы, технологии обучения
В ходе изучения курса используются как традиционные (практические занятия, самостоятельная работа), так и инновационные формы обучения (проблемные ситуации, учебные дискуссии), активные и интерактивные методы и технологии (деловые и ролевые игры, тренинги, моделирование ситуаций педагогического общения, компьютерное тестирование, проектные методики, анализ коммуникативных ситуаций, коммуникативного поведения дефектолога).
|
|
Лекционный курс дает возможность за небольшой промежуток времени изложить большой объем информации, представить знания по предмету в системе, изложить материал в определенной логической последовательности. Структура каждой лекции определяется ее целями, содержанием и избранной методикой изложения.
Лекционный материал является ведущим источником информации, в нем излагаются основные понятия, сведения по теории и практике семейного воспитания детей с нарушениями речи, освещаемые в структурно-логической последовательности и взаимосвязи. В процессе работы на лекциях студенты учатся творческому усвоению содержания учебного предмета, приобретают интерес к получению знаний, стремление самостоятельно пополнять сведения об изучаемом предмете. Задача лекции как формы обучения, наряду с сообщением информации, – учить студентов совершенствовать свои знания и умения, применять их на практике, т. е. формировать профессиональную самостоятельность и активность будущих учителей-логопедов.
Практические занятия являются связующим звеном теории и практики логопедии. Цель практических занятий – углубление и систематизация знаний студентов, приобретенных при прослушивании лекций и в процессе самостоятельной работы; выработка навыков анализа научных текстов, умений выражать и аргументировать свою позицию по обсуждаемым проблемам; формирование профессионального лексикона, определенных профессиональных знаний, умений и навыков.
Самостоятельная учебная деятельность студента – это основа эффективности овладения им профессиональной деятельностью. Именно в ней наблюдается наиболее полное проявление творческого потенциала личности в учебе.Эффективность самостоятельной работы студентов во многом зависит от следующих условий:а) владения методами самостоятельной работы;б) научной организации самостоятельной работы;
в) обеспеченности самостоятельной работы; г) уровня руководства самостоятельной работой со стороны преподавателей.
В процессе самостоятельной работы студенты знакомятся с учебной и научной литературой, закрепляют теоретические знания по содержанию курса, умения по конспектированию литературы; выполняют задания для самоконтроля, готовят рефераты, доклады, презентации, курсовые работы по различным разделам дисциплины. Темы для самостоятельной работы определены тематическим планом изучения дисциплины.
Вопросы и задания для самоконтроля
Раздел 1. Общение в образовательном процессе
1. Дайте характеристику общения с философской, социологической и психологической позиций.
2. Раскройте понятия «ситуация общения», «средства общения».
3. Охарактеризуйте технологический уровень личности как субъекта общения.
4. Подберите синонимы к следующим словам: коммуникация, перцепция, интерактивность, интерпретация, конкуренция, аудирование, визуальный.
5. Подберите антонимы к следующим словам: теория, диалог, конфликтность, адресант, альтруист, устный, тактичный, равнодушный.
6. Завершите следующее предложение: "Педагогическое общение - это...".
7. Дайте характеристику личностным показателям, наиболее значимым для педагогического общения.
8. Раскройте содержание этапов педагогического общения.
9. Оцените свои возможности владения культурой педагогического общения по следующим параметрам:
|
|
· соблюдение спокойного, доброжелательного тона в общении;
· стремление к установлению зрительного контакта;
· умение заинтересовать, увлечь выступлением, рассказом.
10. Охарактеризуйте структуру и способыуправления педагогическимвзаимодействием.
11. Раскройте содержание понятия «затруднения в педагогическом общении».
12. Охарактеризуйте причины, структуру и педагогические стратегии управления межличностными конфликтами.
13. Определите специфику профессионального общения логопеда.
14. Выполните задания в тестовой форме и проведите самотестирование по предложенным тестам (Глава 1.).