Технические средства безопасности

Техническое состояние тракторов, самоходных машин, комбайнов, сельскохозяйственных и специализированных машин, орудий, механизмов должно отвечать инструкциям по их эксплуатации. Штатные средства безопасности и нормализации условий труда, которыми укомплектованы машины, должны быть исправными и постоянно готовы к применению при необходимости.

В частности, машины укомплектовываются набором исправного инструмента и приспособлений, должны быть оборудованы зеркалами заднего вида, стоп–сигналами, передними и задними габаритными огнями и фонарями, указателями поворотов, двухсветовыми фарами и переключателями на ближний и дальний свет, подножками, перилами, ручками (если рабочее место расположено на высоте 550 мм), снабжены аптечкой первой помощи, термосом для питьевой воды, средствами пожаротушения. В комплект оборудования машин, предназначенных для работы на склонах и в горных условиях, обязательно включают, помимо всего прочего, креномер и устройства, сигнализирующие об опасности опрокидывания агрегата.

Органы управления (рычаги, педали, кнопки), при помощи которых осуществляют спуск, регулирование движения и остановка машины, располагаются в зоне досягаемости рук или ног и быть надежными, легкодоступными и хорошо различимыми. Машины, предназначенные для уборки зерновых культур, сена и соломы, а также работающие на молотьбе, оснащаются искрогасителями и дополнительными средствами пожаротушения. Движущиеся, вращающиеся части машин (карданные, цепные, ременные, зубчатые передачи и транспортеры) оборудуют защитными кожухами. На защитных ограждениях, а также около опасных для обслуживающего персонала, делают предупредительные надписи. Кожухи обычно окрашивают в желтый цвет, резко отличающийся от общей окраски машины, а внутреннюю часть – в красный.

Современные тракторы имеют кабины с защитными каркасами, обеспечивающими в аварийных ситуациях зону безопасности механизатора. Остекление кабины должно быть целым, без трещин и затемнений, ухудшающих видимость, оснащено исправными стеклоподъемниками, смывателями и снегоочистителями, а двери кабины оснащены надежно действующими замками.

Безопасность тракторов при запуске обеспечивается системой блокировки запуска двигателя при включенной передаче.

При сцепке – автоматической сцепкой. На прицепных сеялках, сажалках, культиваторах и других машинах и орудиях, относительно которых по условиям работы обслуживающему персоналу приходится передвигаться, необходимо наличие поручней и площадки шириной не менее 350 мм с предохранительным бортиком высотой 100 мм на передней кромке, причем в средней части площадки предусматривается опорно–предохранительная спинка высотой 1000 мм или перила на высоте 900 мм общей длиной не менее 1/3 длины площадки.

Агрегаты, в состав которых входят прицепные машины, оборудованные рабочим местом, должны иметь исправные приспособления дистанционной связи, подножные доски и ограждения, а также соответствующие приспособления (чистики, крючки и т. п.) для чистки рабочих органов.

Строгое соблюдение инструкций по эксплуатации машин и оборудования, правил по охране труда, регламенты выполнения работ, обеспечат безопасное выполнение всего комплекса работ по производству продукции, поддержании техники в исправном состоянии.

5 Меры безопасности при техническом обслуживании
машинотракторного парка

Техническое обслуживание тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин в зависимости от сложности операций проводится в различных условиях: в поле, на полевых станах бригад, на специализированных пунктах технического обслуживания.

Для проведения операций технического обслуживания в полевых условиях агрегат устанавливают на ровной горизонтальной площадке. Для придания устойчивого положения под колеса трактора и сельскохозяйственной машины подкладывают прочные, упоры. Для осмотра или ремонта колес, а также некоторых других узлов ходовой части приходится приподнимать обслуживаемую машину.

Эту операцию следует проводить только с применением исправных грузоподъемных средств (домкраты, тали). Домкраты устанавливают в местах, указанных в заводских инструкциях. Для обеспечения полной безопасности под навешенную машину ставят прочные козлы или подставки, которые необходимо периодически проверять на соответствующую грузоподъемность.

Запрещается применять в качестве упоров случайные предметы: кирпичи, шлакоблоки, диски колес и пр.

Важнейшим требованием безопасности при проведении технического обслуживания или устранении неисправностей является выполнение их при остановленной машине и неработающем двигателе или отключенном электроприводе. В практике отмечаются многочисленные случаи травмирования из–за самовключения отдельных механизмов. Так, на зерноуборочных комбайнах возможны самовключения ходовых муфт сцепления и муфт привода молотилки.

Особую осторожность следует соблюдать при отсоединении трубопроводов или шлангов гидравлической системы машин. Перед выполнением этой операции необходимо убедиться, что рабочие органы навешиваемой машины опущены на землю. Травмирование может произойти и от струи масла, вытекающей под большим давлением.

На постах технического обслуживания транспортных средств широко используют эстакады. Для обеспечения безопасности въезда и съезда в конструкции эстакады необходимо предусмотреть отбойные реборды и направляющие с уклоном не более 25 %. В конце тупиковой эстакады устанавливают отбойный брус. Боковые площадки должны иметь перила высотой 1 м.

Для удобства и безопасности обслуживающего персонала на стационарных пунктах технического обслуживания тракторов и в профилакториях автогаража оборудуют смотровые канавы, оснащенные подъемниками, необходимым инструментом и оборудованием.

Особая осторожность должна быть соблюдена при разборке и регулировке некоторых деталей и сборочных единиц (карбюраторы, трубопроводы и другие детали топливной аппаратуры) двигателей, работающих на этилированном бензине.

Все операции по техническому обслуживанию с ними необходимо проводить только после тщательной очистки и промывки их в ванне с керосином. Следует помнить, что такие детали покрыты пленкой с концентрацией значительного количества тетра–этилсвинца, который при попадании в организм человека может вызывать сильное отравление.

Особая опасность возникает при обслуживании аккумуляторных батарей. Правилами технического обслуживания предусмотрена периодическая (через 60 ч) прочистка вентиляционных отверстий в пробках элементов аккумуляторов. Засорение этих отверстий может привести к разрыву корпуса аккумулятора и разбрызгиванию электролита.

Проверять уровень электролита необходимо с помощью стеклянной трубки. Применение открытого огня может вызвать воспламенение и взрыв горючего газа. При проверке напряжения нагрузочной вилкой необходимо убедиться в отсутствии газа в аккумуляторах, для чего вывертывают пробки, чтобы дать возможность газу выйти наружу. После закрытия заливных отверстий проверяют напряжение. Замерять напряжение нужно очень осторожно, так как при установке нагрузочной вилки аккумулятор замыкается через сопротивление и возникает большой ток, а сопротивление нагревается до высокой температуры.

Приготовлять электролит необходимо в чистой кислотостойкой посуде (керамической, фаянсовой, эбонитовой и т.п.). Применять стеклянную посуду нельзя, так как она может сильно нагреться и лопнуть при смешивании кислоты и воды. Вначале посуду заливают необходимым количеством воды, а затем, непрерывно перемешивая, тонкой струёй вливают серную кислоту. Переносить аккумуляторные батареи нужно только с помощью специальных приспособлений, захватов.

Большое число несчастных случаев, в том числе с тяжелыми и смертельными исходами, происходит при монтаже и демонтаже шин без применения специальные приспособлений. Основные причины травмирования – срыв стопорного кольца при неправильной установке его или снятии, срыв монтажных лопаток, разрыв шин во время накачивания, использование неисправного инструмента и приспособлений. Определенную опасность представляет перекатка колес большегрузных автомобилей и тракторов вручную.

Для охлаждения двигателя в зимнее время широко применяют специальные жидкости – антифризы. Антифриз – не безвредная жидкость, он обладает свойствами, неблагоприятно влияющими на здоровье людей. Поэтому с ним нужно обращаться осторожно, предупреждая попадание в рот и на кожу.

6. Меры безопасности при разборочно–сборочных
и слесарных работах

Анализ производственного травматизма по видам ремонтных работ показывает, что значительное число травм происходит при разборочно–сборочных операциях. Правильное пользование инструментом – главное условие безопасности работы слесаря–сборщика.

Монтажный инструмент в процессе использования изнашивается, нарушаются его формы и размеры, нередко появляются трещины и изломы. Приложение усилия к такому инструменту может вызвать его поломку и травмирование работающего.

За состоянием инструмента обязан следить сам рабочий. Слесарные молотки должны иметь ровную, без заусенцев, слегка вогнутую поверхность бойка для центрирования удара. Рукоятки молотков должны быть овальными, из твердых пород дерева с влажностью не более 12 % и плотно насажены с помощью клина из мягкой стали.

Зубила, пробойники и другой подобный инструмент не должны иметь повреждений, боковые грани в местах зажима рукой должны быть без заусенцев и острых ребер. Общая их длина должна быть не менее 150 мм, а оттянутой части зубила – 60...70 мм.

При рубке металла обязательно пользоваться защитными очками, так как отлетающие осколки металла могут нанести опасную травму глазу. Гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и головок болтов и не иметь трещин, забоин и заусенцев. Наиболее опасные приемы при отвертывании гаек и болтов: отвертывание с помощью молотка и зубила, вставка подкладки в зев ключа и несоответствии размера, наращивание ключей друг другом или трубкой, удары по ключу молотком. Для облегчения отвертывания гаек и болтов, расположенных в неудобных местах, применяют ключи с «трещоткой» и торцовые с шарнирными рукоятками.

На разборочно–сборочных работах для облегчения труда и повышения его безопасности применяют различные съемники, приспособления, ручной механизированный инструмент.

Нельзя работать со съемниками, имеющими механические дефекты (например, трещины), сорванную или смятую резьбу, погнутые стержни, болты, планки, рейки и т. д. При установке съемника на ремонтируемый узел необходимо следить, чтобы его лапки надежно захватывали деталь, а силовой винт имел хороший упор по оси узла. Во время натяга съемника нужно внимательно следить за положением лапок (не соскальзывают ли они) и съемника в целом, чтобы он не сорвался с разбираемого узла. Большую опасность представляет разборка узлов со сжатыми пружинами. Так, наиболее сложными и опасными моментами в процессе сборки и разборки кареток опорных катков гусеничных тракторов являются снятие и установка пружины. При выполнении этой операции необходимо пользоваться специальными приспособлениями.

Если применяют нестандартное оборудование, то его необходимо предварительно проверить на надежность, прочность и составить акт о проверке.

При работе с электрифицированным инструментом необходимо перед работой проверить исправность выключателя, заземляющего провода и надежность изоляции питающих проводов. Подключать инструмент – только с помощью штепсельного разъема. При работе пользоваться резиновыми перчатками и ковриками. При необходимости переноски инструмента его следует отключить от сети. Смену рабочей части можно проводить только после отключения инструмента от сети питания. При перегреве следует сделать перерыв в работе и инструмент должен некоторое время поработать вхолостую,

При использовании инструмента с пневматическим приводом необходимо следить за плотностью присоединения шлангов, не допускать перелома шлангов. Присоединять их можно только после

 

 


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: