Вопрос 2. Изменения в государственном механизме

 

Все органы так или иначе были подвержены военным переменам. В годы любой войны, какая бы она не была, все надувные игрушки сдуваются – вместо раздутых демократических выборных органов на смену приходят мобильные, постоянно действующие, по большей части невыборные, органы, наделённые обширными полномочиями. Вместо демократии показной приходят управлять реальные люди.

 

Всероссийский Съезд советов. В нарушение Конституции, собирался не два раза в год, а только раз.

V съезд в июле 1918 года,

VI – в конце 1918года (это по Конституции),

а затем VII и VIII соответственно проходят в конце 1919 и 1920 (декабрь месяц в обоих случаях).

То есть первое изменение – в количестве созывов.

Второе изменение – в составе депутатов. Конституция принималась всё же не в мирное время, и она предусмотрела возможность чересполосицы: всероссийский съезд Советов мог быть собран не только из губернских съездов, но и более нижестоящих, уездных съездов. Представьте себе обширная губерния, в губернском центре власть белая, в двух уездах власть красная. Количество депутатов от уездных съездов существенно увеличилось. Значительное количество депутатов съезда стали представлять работники исполкомов. По идее они не должны быть на съезде Советов, потому что исполком образовывался для текущей работы на местах. Но членов местных исполкомов специально вызывали на съезд – они попадали туда не на выборных началах, а чтобы быть проинструктированными по ряду вопросов. Таким образом, меняется и значение съезда. Не только учредительный орган, но и организационно-инструктирующий орган. Есть повод собрать работников и дать им руководящие указания.

 

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. С 1918 года переходит на сессионный порядок работы, то есть работает не постоянно от съезда до съезда, а работает как студент, только в сессию. По идее – не реже 2-х раз в месяц, это предусмотрено конституционным законодательством. Разумеется, в годы войны собрать довольно большой орган два раза в месяц довольно проблематично. В этой связи значение получает президиум ВЦИК.

Структура ВЦИК избавляется от большей части своих отделов. В первые полгода – две параллельные системы управления - отделы ВЦИКа и Наркоматы. В годы войны аппарат и все активы ВЦИК по большей части переходят в ведение отдельных Наркоматов. Крестьянский отдел переходит в управление Народного Комиссариата земледелия. Промышленный отдел – в ведение Совнархоза. Юридический отдел – в ведение Наркомюста. Параллелизм упраздняется – остаются лишь народные комиссариаты. Это значит, что ВЦИК перестаёт быть органом межотраслевого управления. Меняется его значение.

Функции. В те редкие сессии, когда он всё-таки собирается, он занимается советским строительством, укреплением советской власти на местах и в центре, руководит этими советами, посылает работников для контроля.

 

Президиум ВЦИК. Более мелкий орган является преобладающим в годы войны над своим старшим братом.

Функции. В годы войны он получает право, о ужас, приостанавливать и даже отменять постановления наркоматов и даже СНК. По сути Президиум превращается еще и в контролирующий орган. Вправе «до очередной сессии ВЦИКа», а ВЦИК уже принимает окончательное решение. Ещё одна задача – подготовка самих сессий ВЦИКа (известная нам еще до активных военных действий): тиражирование раздаточных материалов, подготовка законопроектов. Президиум был обязан публиковать законопроекты не позже, чем за 2 недели до начала очередной сессии ВЦИКа. Чтобы депутаты еще до приезда в Москву могли ознакомиться с текстом. Работали они постоянно. 1920 год – VIII съезд Советов – Президиум получает право издавать акты от имени самого ВЦИКа. Таким образом, он становится еще одним законодательным органом. И неясно, какие акты разрабатывались ВЦИКом, какие – президиумом. Президиум печатал свои декреты на бланках ВЦИКа, так что трудно понять где чьи постановления. Президиум присуждал награды. Один из первых орденов – Орден «Красное Знамя». Подготовка административно-территориальной реформы. Спасибо Президиуму, она скоро пройдет после Гражданской Войны.

 

Совет Народных Комиссаров. Действует в двух составах – возможен СНК полном составе, а также возможен Малый Совнарком. Малый СНК образован ещё в декабре 1918 года. В быту – Вермишельная Комиссия. Вермишель – маленькие проектики по абзацу или по два, но принимать их было надо. собирали для их принятия лишь тех наркомов, которых касались эти проектики.

При СНК в годы войны создаются различные комиссии:

· Комиссия по эвакуации

· Комиссия по заготовкам для нужд армии

И т.д.

 

Местные Советы (не только губерний, уездов, областей, но и автономных образований) По сравнению с первым полугодием советской власти полномочия местных советов существенно урезаны. Отнюдь уже не «Вся власть Советам». Полномочия по Конституции:

· Решение вопросов чисто местного значения

· Поднятие территории в культурном и хозяйственном отношении

· Выполнение постановлений вышестоящих органов

· Советская работа

В годы войны во многом затухает советская работа. Причины:

· Коренилась в советском законодательстве.

· Советская власть на местах утрачена.

· В отдельных случаях власть передается из рук местных советов, в руки специально созданных рабочих органов – Революционным Комитетам (Ревкомам), Военным советам.

· Потеря авторитета местными советскими органами.

· Финансовые причины.

К первому пункту, избирательного права лишалась значительная категория населения. Стать 65 Конституции: спекулянты - крестьяне.

Ко второму пункту, там, где власть захвачена белогвардейцами, интервентами, советская власть не работает.

К четвёртому пункту, например, потому что такие органы, как исполкомы, не подчинялись избирателям и советам, которые их избирали. Почему? – Двойное подчинение. Конкретный, скажем, крестьянский отдел исполкома подчиняется наркомзему, Москве. Приходят и говорят «Нам тут надо участок выделить, межевание провести». А я говорю «мне тут Москва указаний не давала» Сидим в финансовом отделе. Приходят и говорят, «взять больше нечего». А я отвечаю, что «Москва отмены не давала, а если взять нечего – к стенке и расстрел». Исполкомы оторвались от народных масс. По сути, не подчинялись никому – «До Бога высоко, до царя далёко».

К пятому пункту, в годы гражданской войны местные бюджеты были упразднены. Это означает, что:

· Все местные доходы уходят в центральный бюджет, где распоряжается Государственный Банк и товарищ Нарком Финансов.

· Расходы. В расходах местные советские органы тоже не вольны. На них можно возложить только то, что высшие органы сочтут нужным.

Объясняю ситуацию, чтобы было понятно всем. Открываем какой-то кодекс, где говорится, про социальные нужды, у нас же социальное государство, например семейный. И читаем там про пособия многодетным, одиноким матерям. Им положена денежка. В кодексах прописано, что пособия выплачиваются из местных бюджетов. Сходу так, ну и что в этом страшного, но если наш субъект федерации убыточныц, так откуда же он заплатит денежку? Ну может и заплатит, но в самую последнюю очередь.

Это всё привело к тому, что Местные советы либо не избираются, либо не полностью функционируют.

 

Чрезвычайные органы. Были не только на местах, но и на самом верху. Что же такое чрезвычайный орган? Посмотрим на его признаки:

· Не предусмотрен конституционным законодательством.

· Мобильность, малочисленность.

· Не ограничен в полномочиях в своей сфере.

Пример, не так далеко от нашего здания проходи окружная железная дорога. В Годы войны получала уполномоченного комиссара. И вот в районе моста у нас тут недалеко какая-то редиска устроила взрыв. Что делаем в годы войны. Комиссарик приходит на лекцию и говорит, ты бросай, братец, вколачивать им знания в голову. Сейчас они берут лопаты и ломы и идут восстанавливать пути, они же тут живут рядышком. Более того самые ловкие юноши будут патрулировать пути. И если не дай боже опять взорвут тут в полосе полотно, то я лично (комиссар) приду и возьму самых далеко сидящих джигитов, поставлю к стенке и расстреляю. Ну нас бы может не привлекли бы, но крестьян так обязывали и расстреливали. И никто не может вмешиваться в деятельность таких органов.

 

Примеры таких органов:

 

Совет Рабочей и Крестьянской Обороны – высший орган. Ноябрь 1918 года.

Задача – обеспечить фронт всем необходимым.

Состав:

· Ленин – председатель СНК.

· Представитель ВЦИКа.

· Наркомат военных дел – заказчик.

· Нарком путей сообщения.

· Представитель Высшего Совета Народного Хозяйства.

СРКО мог давать руководящие указания любому органу, должностному лицу и гражданину. Постановления СРКО были общеобязательными. В 1920 году война заканчивается, и орган не упраздняется, а перепрофилируется. Его задачей с ноября 1920 года становится восстановление народного хозяйства, при тех же полномочиях. Переименовывается в Совет Труда и Обороны.

 

Чрезвычайный Уполномоченный Совета по Снабжению Армии – Рыков – Были и индивидуальные органы, действующие в этом же направлении тоже с чрезвычайными полномочиями.

 

Революционные Комитеты – на местах. Статус юридический определился к сентябрю-октябрю 1919 года. Категории в зависимости от места их нахождения:

· Ревкомы тыла. Там войны нет.

· Ревкомы прифронтовой полосы. Там войны нет, но она близко - 25-30 верст от линии фронта

· Ревкомы местностей, освобождённых от неприятеля.

Состав. Довольно прост - состоит из 3-5 человек. Входят в него:

· Члены Революционных Военных Советов.

· Представители исполкомов, если действовали.

· Представители партийных органов, секретари партийных ячеек.

Задачи – в местностях, освобожденных от неприятеля, Ревкомы должны были восстановить советскую систему – провести выборы и передать власть. Не всегда, однако, власть передавали советам. Ревкомы иногда сами брали власть, в каких же вопросах?

· В вопросах мобилизации

· В вопросах эвакуации

· Снабжение армии продовольствием

Небольшой пример перебора. Тамбовская губерния. Приезжает ревком, требует поставки продовольствия, солдаты голодают, кушать нечего. В заложники самых уважаемых людей, если через два часа вопрос принципиально решаться не будет, к тёплой стенке. И так сделали. И до победного конца. Другой пример - коллективная ответственность. Деревня не сдала хлеб, волость несет наказание. Еще столько же пудов хлеба, скажем. Третий пример - переселение всю деревню. Ещё пример – расстрелы старших работников семьи. Делитесь, господа крестьяне. В Тамбовской губернии взяли в руки оружие.

 

Комитеты бедноты.

Состав - деревня собирала самых бедных людей и образовывала из них инициативную группу.

Задачаборьба с деревенской буржуазией. Ревком может не знать, где вы держите зерно, а односельчане – прекрасно знают, даже без заложников. Также – распределение ширпотреба и продовольствия. Также – проведение различных советских мероприятий. разжигание классовой борьбы в деревне.

 

Революционные трибуналы. Особые полномочия. Обсудим ниже.

Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности.

Чрезвычайно уполномоченные комиссары железных дорог. Методика работы выше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: