В 20-21 годах (с сентября 1920 года) РФ заключает договоры (сначала с Азербайджаном, потом с Украиной) о военном и хозяйственном союзе с республиками. К февралю 1922 года выяснилось, что договорный характер реализация и заключение договоров не устраивает республики. Яркий пример – конфликт с ЦК Компартии Украины, которая пожаловалась на нарушение со стороны РФ договора, вмешательства русских чиновников в сферы, общему контролю не подлежащие. Были сферы, которые не объединялись и Российскому руководству не подчинялись
· Народное образование
· Здравоохранение
· Охрана правопорядка
· Продовольствие
Эта жалоба инициировала создание нового типа отношений. Где-то к сентябрю 1922 года комиссия Народного комиссариата по делам национальностей под руководством товарища Сталина выработала проект под названием «Проект автономизации». Идея в том, что союзные нам республики (на момент сентября 1922 года - это Украина, Беларусь, Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика) входили бы в состав РФ как автономии. Это означало с формально-юридической точки зрения, что республики утрачивали свой суверенитет. Предложить это нациям, которым сперва предложили самоопределиться, теперь обратно войти в РФ, с одной стороны. Народ, конечно, может и войти, и выйти. Этот проект не понравился Ленину. Он предложил федеративное сотрудничество. Сталинский вариант предполагал унитаризм и автономные включения. А Ленин предлагал союз, то есть не Россия поглощала в себя всё, а будут вместе. Детали Павел Львович опустил.
|
|
Главная точка – момент созыва первого съезда советов СССР. Начал работу в декабре 1922 года. Важное число – 30 декабря 1922 года. Это – дата образования СССР. В этот день Первый Съезд Советов утвердил два документа:
· Декларацию об образовании СССР;
· Договор о том же, об образовании СССР.
Это отчёт жизнедеятельности Советского союза.
Что характеризует суверенитет наших республик:
Первое. Сецессия – право выхода, можно всегда выйти из советского союза. Во всех советских конституциях эта норма не менялась и не отменялась. Теоретически предусмотрено в конституциях возможность отмены права выхода, но в случае согласия всех союзных республик.
Второе. Территориальная неприкосновенность. Границы союзных республик пересматриваются не административным порядком, а образованием комиссии, то есть заинтересованными сторонами. Россию обязательно спросят, решает не столько Москва, сколько сами республики.
Третье. Специфика определения компетенции. Компетенция между союзом и республиками неизбежно троякая. В Конституции определена компетенция СССР. Всё остальное отнесено к ведению республик, что называется в республики остаточный принцип. Дополнительно союз никаких полномочий не присвоил. Во-вторых, есть также компетенция совместная, в-третьих, компетенция республик.
|
|
Компетенция СССР и совместная. Важно запомнить число 10, то есть 5+5, 5 сфер – союзное ведение и 5 сфер – совместное ведение, остальное – республик.
СССР:
· Пути сообщения
· Внешняя торговля
· Связь – почта и телеграф
· Внешняя политика
· Военное дело
Совместная:
· Народное хозяйство
· Труд
· Продовольствие
· Финансы
· Госконтроль (рабоче-крестьянская инспекция).
Компетенция на местах
· Просвещение
· Юстиция
· Здравоохранение
· И далее по остаточному принципу
Четвёртое. Наличие конституций и системы законов и подзаконных актов. Многие законы отнюдь не копировали российское законодательство. Союз, в основном, издавал только основные начала. И то, только в некоторых отраслях права. Т.е. в большинстве отраслей права СССР не издавал основные начала, пока. Сравните УК, ГК, они индивидуальны.
Например, семейное право. В Украине можно было сделать так: женщина могла прийти в орган ЗАГС и указать, кто является её мужем и вот ЗАГС регистрирует этот брак, в РФ такого не было, там можно было так развестись. В Украине – только зарегистрированный брак, в РФ признавалось простое сожительство.
Пятое. Система высших и местных органов власти и управления. Не Москва назначала, а сами республики избирали. На основании не всеобщего, неравного избирательного права.
По мнению Павла Львовича, централизация в некоторых случаях лучше децентрализации. Яркий пример – Закавказье. Но как им выступать самостоятельно в международных отношениях? Что там есть такого, что могло бы конкурировать с Западом? Иногда централизованное вливание финансов очень неплохо. Там, где централизованное распределение средств, – это лучше. Россия бы выжила, но как бы выжила Украина или Белоруссия?