Тема 7. Социальное взаимодействие

План семинарских занятий

по курсу «Психология межличностного общения»

для студентов заочного отделения, обучающихся по направлению

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

(Профиль подготовки - Психология и социальная педагогика)

 

Тема 1. Общение как предмет научного знания

План

1. Возникновение психологии общения, ее предмет, связь с другими науками

2. Общение как предмет научного знания: исследование проблемы общения в трудах В. М. Бехтерева, В. Н. Мясищева, А. А. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева и др.

3. Подходы к определению общения и его форм. Категории «общения» и «деятельности» в психологии

4. Общение в системе межличностных и общественных отношений. Межличностные отношения

Тема 2. Общение как социально-психологический феномен

План

1. Потребности в общении. Цели и функции общения.

2. Структура общения.

3. Виды и уровни общения.

4. Средства общения: вербальные и невербальные.

4. Модели и стили общения.

5. Понятие «коммуникативная компетентность».

6. Возрастные особенности общения.

Тема 3. Социально-перцептивная сторона общения

План

1. Понятие социальной перцепции. Межличностное восприятие и понимание в процессе общения.

2. Эффекты межличностного восприятия и взаимопонимания.

3. Виды социального восприятия. Механизмы межличностного восприятия

4. Механизмы межгруппового восприятия.

5. Сенсорные каналы, их диагностика и использование в общении.

6. Имидж и самопрезентация. Основные стратегии самопрезентации

7. Социально-перцептивные способности человека: определение, их диагностика и развитие.

Тема 4. Коммуникативная сторона общения

План

1. Природа и цель коммуникаций.

2. Вербальная коммуникация: определение, функции, основные характеристики и нормы вербальной коммуникации

3. Структура общения как коммуникативного акта. Схема диалога

4. Речь как средство коммуникации. Культурные различия в вербальной коммуникации.

5. Слушание как коммуникативный процесс, его роль в коммуникации. Виды слушания. Эффективное слушание.

6. Невербальная коммуникация: определение, функции, базовые системы невербальной коммуникации, проблема интерпретации невербального поведения.

7. Помехи, искажающие информацию.

Семинар 5. Коммуникативная сторона общения

План

1. Коммуникативные барьеры и их преодоление

2. Эффективность коммуникации. Критерии удовлетворенности общением.

3. Технологии обратной связи в говорении и слушании.

4. Массовая коммуникация как вид общения. Специфика массовой коммуникации: понятие, задачи и функции, характерные признаки массовой коммуникации.

5. Речевое воздействие в массовой коммуникации. Особенности его использования

6. Особенности массовой коммуникации как пропаганды. Убеждающее воздействие в средствах массовой информации. Характеристики аудитории, коммуникатора, сообщения.

7. Основа современных моделей убеждающей коммуникации.

Тема 6. Интерактивная сторона общения

План

1. Интеракция как обмен действиями в общении. Виды действий в общении.

2. Теории межличностного взаимодействия:

- теория социального действия (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонси др.),

- структура взаимодействия (Я. Щепаньский, В.Н. Панферов),

- подход к взаимодействию в концепции «символического интеракционизма» (Г. Мид),

- интеракция с точки зрения транзактного анализа Э. Берна.

3. Позиции и ориентации в общении.

4. Стратегии и тактики взаимодействия.

5. Механизмы и факторы, обеспечи­вающие формирование конструктивного взаимо­действия в организации и в конкретной группе. Правила корпоративного поведения в команде

6. Схемы регистрации взаимодействий: схема Р. Бейлса и схема «диадического взаимодействия» Дж. Тибо и Г. Келли.

7. Феномен межличностного влияния, виды влияния. Психологическое противостояние влиянию. Виды влияния и виды психологического противостояния влиянию (Е.В. Сидоренко).

8. Манипуляции в общении: виды, приемы, характеристика манипуляций в общении. Типы манипулятивных личностей (Э. Шостром).

Тема 7. Социальное взаимодействие

План

1. Социальные взаимодействия: виды, характеристики, уровни.

2. Социальная роль, виды социальных ролей.

3. Ролевое поведение личности в общении.

4. Социальная роль как идеальная модель поведения.

5. Взаимное влияние людей в процессе общения.

6. Референтная группа и ее место в процессе взаимодействия.

7. Социальные процессы (интеграция, дезинтеграция, соревнование, конкуренция, конфликт, ассимиляция, подчинение, конформизм и др.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: