План семинарских занятий
по курсу «Психология межличностного общения»
для студентов заочного отделения, обучающихся по направлению
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
(Профиль подготовки - Психология и социальная педагогика)
Тема 1. Общение как предмет научного знания
План
1. Возникновение психологии общения, ее предмет, связь с другими науками
2. Общение как предмет научного знания: исследование проблемы общения в трудах В. М. Бехтерева, В. Н. Мясищева, А. А. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева и др.
3. Подходы к определению общения и его форм. Категории «общения» и «деятельности» в психологии
4. Общение в системе межличностных и общественных отношений. Межличностные отношения
Тема 2. Общение как социально-психологический феномен
План
1. Потребности в общении. Цели и функции общения.
2. Структура общения.
3. Виды и уровни общения.
4. Средства общения: вербальные и невербальные.
4. Модели и стили общения.
5. Понятие «коммуникативная компетентность».
|
|
6. Возрастные особенности общения.
Тема 3. Социально-перцептивная сторона общения
План
1. Понятие социальной перцепции. Межличностное восприятие и понимание в процессе общения.
2. Эффекты межличностного восприятия и взаимопонимания.
3. Виды социального восприятия. Механизмы межличностного восприятия
4. Механизмы межгруппового восприятия.
5. Сенсорные каналы, их диагностика и использование в общении.
6. Имидж и самопрезентация. Основные стратегии самопрезентации
7. Социально-перцептивные способности человека: определение, их диагностика и развитие.
Тема 4. Коммуникативная сторона общения
План
1. Природа и цель коммуникаций.
2. Вербальная коммуникация: определение, функции, основные характеристики и нормы вербальной коммуникации
3. Структура общения как коммуникативного акта. Схема диалога
4. Речь как средство коммуникации. Культурные различия в вербальной коммуникации.
5. Слушание как коммуникативный процесс, его роль в коммуникации. Виды слушания. Эффективное слушание.
6. Невербальная коммуникация: определение, функции, базовые системы невербальной коммуникации, проблема интерпретации невербального поведения.
7. Помехи, искажающие информацию.
Семинар 5. Коммуникативная сторона общения
План
1. Коммуникативные барьеры и их преодоление
2. Эффективность коммуникации. Критерии удовлетворенности общением.
3. Технологии обратной связи в говорении и слушании.
4. Массовая коммуникация как вид общения. Специфика массовой коммуникации: понятие, задачи и функции, характерные признаки массовой коммуникации.
|
|
5. Речевое воздействие в массовой коммуникации. Особенности его использования
6. Особенности массовой коммуникации как пропаганды. Убеждающее воздействие в средствах массовой информации. Характеристики аудитории, коммуникатора, сообщения.
7. Основа современных моделей убеждающей коммуникации.
Тема 6. Интерактивная сторона общения
План
1. Интеракция как обмен действиями в общении. Виды действий в общении.
2. Теории межличностного взаимодействия:
- теория социального действия (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонси др.),
- структура взаимодействия (Я. Щепаньский, В.Н. Панферов),
- подход к взаимодействию в концепции «символического интеракционизма» (Г. Мид),
- интеракция с точки зрения транзактного анализа Э. Берна.
3. Позиции и ориентации в общении.
4. Стратегии и тактики взаимодействия.
5. Механизмы и факторы, обеспечивающие формирование конструктивного взаимодействия в организации и в конкретной группе. Правила корпоративного поведения в команде
6. Схемы регистрации взаимодействий: схема Р. Бейлса и схема «диадического взаимодействия» Дж. Тибо и Г. Келли.
7. Феномен межличностного влияния, виды влияния. Психологическое противостояние влиянию. Виды влияния и виды психологического противостояния влиянию (Е.В. Сидоренко).
8. Манипуляции в общении: виды, приемы, характеристика манипуляций в общении. Типы манипулятивных личностей (Э. Шостром).
Тема 7. Социальное взаимодействие
План
1. Социальные взаимодействия: виды, характеристики, уровни.
2. Социальная роль, виды социальных ролей.
3. Ролевое поведение личности в общении.
4. Социальная роль как идеальная модель поведения.
5. Взаимное влияние людей в процессе общения.
6. Референтная группа и ее место в процессе взаимодействия.
7. Социальные процессы (интеграция, дезинтеграция, соревнование, конкуренция, конфликт, ассимиляция, подчинение, конформизм и др.).