«Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
1. Применение дидактических игр в процессе усвоения компонента «Количество и счет» образовательной области «Элементарные математические представления» воспитанниками младшей возрастной группы.
2. Применение дидактических игр в процессе усвоения компонента «Количество и счет» образовательной области «Элементарные математические представления» воспитанниками средней возрастной группы.
3. Применение дидактических игр в процессе усвоения компонента «Количество и счет» образовательной области «Элементарные математические представления» воспитанниками старшей возрастной группы.
4. Применение дидактических игр в процессе усвоения компонента «Величина» образовательной области «Элементарные математические представления» воспитанниками младшей возрастной группы.
5. Применение дидактических игр в процессе усвоения компонента «Величина» образовательной области «Элементарные математические представления» воспитанниками средней возрастной группы.
6. Применение дидактических игр в процессе усвоения компонента «Величина» образовательной области «Элементарные математические представления» воспитанниками старшей возрастной группы.
7. Применение дидактических игр в процессе усвоения компонента «Геометрические фигуры и форма предметов» образовательной области «Элементарные математические представления» воспитанниками младшей возрастной группы.
8. Применение дидактических игр в процессе усвоения компонента «Геометрические фигуры и форма предметов» образовательной области «Элементарные математические представления» воспитанниками средней возрастной группы.
9. Применение дидактических игр в процессе усвоения компонента «Геометрические фигуры и форма предметов» образовательной области «Элементарные математические представления» воспитанниками старшей возрастной группы.
10. Применение дидактических игр в процессе усвоения компонента «Пространство» образовательной области «Элементарные математические представления» воспитанниками младшей возрастной группы.
11. Применение дидактических игр в процессе усвоения компонента «Пространство» образовательной области «Элементарные математические представления» воспитанниками средней возрастной группы.
12. Применение дидактических игр в процессе усвоения компонента «Пространство» образовательной области «Элементарные математические представления» воспитанниками старшей возрастной группы.
13. Применение дидактических игр в процессе усвоения компонента «Время» образовательной области «Элементарные математические представления» воспитанниками младшей возрастной группы.
14. Применение дидактических игр в процессе усвоения компонента «Время» образовательной области «Элементарные математические представления» воспитанниками средней возрастной группы.
15. Применение дидактических игр в процессе усвоения компонента «Время» образовательной области «Элементарные математические представления» воспитанниками старшей возрастной группы.
IV. Список рекомендуемой литературы
4.1 Основная литература
1. Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 112с.
2. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400с.
3. Давайте поиграем: Мат. игры для детей 5-6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ А. А. Столяр и др. – М.: Просвещение, 1991. – 80с.
4. Жытко 1. У. и инш. Гуляем, навучаем, развиваем, ци знаёмим дзяцей з матэматыкай. Мн., 1997.
5. Житко И. В. Математический калейдоскоп: учебно-методическое пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, с русским языком обучения. – Минск: НИО, 2006. – 184с.
6. Житко И. В., Жихар О. П., Кощева З. В., Сташенкова А. М. Планирование работы дошкольного учреждения: пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Мн.: Университетское, 2002.
7. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1974.
8. Жихар О. П., Кощева З. В. Планирование и организация работы в группах раннего возраста «Малыши»: методическое пособие. – Мн.: УП «ТЕхнопринт», 2005. – 124с.
9. Козлова В. А. Обучение дошкольников и младших школьников математике. Методическое пособие для родителей и воспитателей. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 112с.
10. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. Сост. В. В. Данилова. – М.: Просвещение, 1987. – 175с.
11. Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985. – 223с.
12. Миронова Р. М. Педагогические технологии обучения и воспитания детей: учебно-методическое пособие. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003. – 180с.
13. Сай М. К., Удальцова Е. И. Математика в детском саду. – Мн.: Нар. асвета, 1990. – 96с.
14. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников./ Под ред. А. А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303с.
15. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников. Учебное пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 392с.
4.2 Дополнительная литература
1. Давайте поиграем: Мат. игры для детей 5-6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ А. А. Столяр и др. – М.: Просвещение, 1991. – 80с.
2. Козлова В. А. Обучение дошкольников и младших школьников математике. Методическое пособие для родителей и воспитателей. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 112с.
3. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. Сост. В. В. Данилова. – М.: Просвещение, 1987. – 175с.
4. Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985. – 223с.
5. Миронова Р. М. Педагогические технологии обучения и воспитания детей: учебно-методическое пособие. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003. – 180с.
6. Сай М. К., Удальцова Е. И. Математика в детском саду. – Мн.: Нар. асвета, 1990. – 96с.
Литература для самостоятельного изучения
1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400с.
2. Будько Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников. В 2ч. – Брест: Изд-во БрГУ, 1ч. - 2006. -46с; 2ч. - 2007. -68с.
3. Давайте поиграем: Мат. игры для детей 5-6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ А. А. Столяр и др. – М.: Просвещение, 1991. – 80с.
4. Житко И. В. Математический калейдоскоп: учебно-методическое пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, с русским языком обучения. – Минск: НИО, 2006. – 184с.
5. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников./ Под ред. А. А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303с.
6. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников. Учебное пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 392с.
Тематический план
№ п/п | Наименования разделов, тем и форм текущей аттестации | Количество учебных часов | Этапы | Кафедра (цикловая комиссия) | |||||||||
Всего | распределение по видам занятий | ||||||||||||
аудиторные занятия | самостоятельная работа | ||||||||||||
лекции | практические занятия | семинарские занятия | круглые столы, тематические дискуссии | лабораторные занятия | деловые игры | тренинги | конференции | ||||||
1. | Характеристика методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников как науки и учебной дисциплины. Значение, цели и задачи формирования и развития ЭМП | Методическая комиссия ИПК и ПК | |||||||||||
2. | Отечественные и зарубежные концепции предматематической подготовки детей дошкольного возраста | ||||||||||||
3. | Современные подходы к реализации педагогических принципов отбора содержания и организации процесса формирования элементарны математических представлений у детей дошкольного возраста | ||||||||||||
4. | Понятия. Отношения. Логические операции | ||||||||||||
5. | Математические суждения, предложения. Индуктивные и дедуктивные выводы | ||||||||||||
6. | Основные математические понятия | ||||||||||||
7. | Генезис представлений о множестве у детей раннего и дошкольного возраста | ||||||||||||
8. | Современные методические подходы к формированию у детей дошкольного возраста представлений о множестве | ||||||||||||
9. | Особенности развития у детей дошкольного возраста количественных представлений, представлений о числе и счете | ||||||||||||
10. | Современные методические подходы к обучению детей дошкольного возраста счёту, знакомству с цифрами и условными знаками | ||||||||||||
11. | Методика знакомства детей дошкольного возраста с составом числа | ||||||||||||
12. | Формирование у детей старшего дошкольного возраста вычислительных действий | ||||||||||||
13. | Генезис представлений о величине у детей раннего и дошкольного возраста | ||||||||||||
14. | Методические подходы к формированию представлений об относительных величинах и способах их сравнения | ||||||||||||
15. | Методика обучения детей дошкольного возраста измерению величин с помощью условной мерки | ||||||||||||
16. | Особенности восприятия геометрических фигур и формы предметов детьми раннего и дошкольного возраста | ||||||||||||
17. | Современные методические подходы к формированию у детей дошкольного возраста элементарных геометрических представлений | ||||||||||||
18. | Генезис пространственного восприятия и пространственных представлений у детей раннего и дошкольного возраста | ||||||||||||
19. | Методика формирования у детей дошкольного возраста умений ориентироваться в пространстве | ||||||||||||
20. | Особенности восприятия времени детьми раннего и дошкольного возраста | ||||||||||||
21. | Методические подходы к формированию у детей дошкольного возраста представлений о времени и умения ориентироваться во времени | ||||||||||||
22. | Концепция содержания и методики работы по математике с шестилетними детьми | ||||||||||||
23. | Технологии реализации преемственности предматематической подготовки детей в дошкольном учреждении и школе, взаимодействие с семьей | ||||||||||||
24. | Развивающая среда - источник и средство развития интереса к познанию математической стороны действительности | ||||||||||||
25. | Диагностика компетентности у детей дошкольного возраста в области элементарной математики | ||||||||||||
26. | Педагогическое проектирование процесса формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста | ||||||||||||
27. | Средства методической реализации содержания формирования и развития ЭМП у детей дошкольного возраста | ||||||||||||
28. | Разноуровневая и коррекционная работа с детьми дошкольного возраста по формированию и развитию элементарных математических представлений | ||||||||||||
Форма текущей аттестации | Экзамен | ||||||||||||
ВСЕГО |