Европейской средневековой культуры

Романский стиль Готика
— этап развития западноевропейского средневекового искусства периода X – XIII вв. — этап развития западноевропейского средневекового искусства периода XII – XV вв.
— впитал элементы раннехристианского, меровингского искусств, культур «Каролингского возрождения», варварских племен и Византии — сменила романский стиль и разделение на раннюю, зрелую и позднюю готику
— интернациональная сила католической церкви, попытка примирения религиозного и рационального объяснения мира — оставалась культовой по назначению и религиозной по тематике
— совмещение в искусстве религиозности и непосредственного отношения к жизни, образ духовно совершенного, но не отрешенного от реального мира человека — связана с формированием города и его социально–общественного сознания; развитие техники и ремесла ослабляло устои религиозно – догматического мировоззрения, расширяло возможности познания и эстетического освоения мира
— выявления доминанты духовного над телесным; для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (голова непропорционально велика), одежды трактуются орнаментально, тело подчинено абстрактным схемам — возникает интерес (хотя и на спиритуалистической основе) к реальной форме и чувству человека, его физической красоте, проявляющиеся в скульптуре
— проявление в архитектуре (замок, церковь, монастырь), настенной живописи, плоском и объемном рельефах, в монументальной скульптуре — собор – средоточие городской жизни, т. е. богослужение, мистерии, диспуты, место собраний средневековых граждан
— характер развития литья, чеканки; шпалер и вышитых ковров — огромное, несоизмеримое с человеком пространство собора, устремленность к небу башен и сводов, подчинение статуй динамическим архитектурным ритмам, свечение витражей – сильнейшее эмоциональное воздействие

 

 

Зарождение светской культуры. Рыцарская (куртуазная) культура. Ее особенности и достижения. Героический эпос

Средневековая культура не была однородной. Существенной ее стороной явилось возникновение светского пласта культуры, отразившего идеалы военно-аристократического сословия – рыцарства и нового социального слоя – горожан. Расцвет рыцарской культуры приходится на XII – XIII вв., что было обусловлено оформлением рыцарства в самостоятельное сословие и приобщением его к образованию. Рыцарские ценности – защита чести и достоинства суверена, верность долгу; благородное поведение в бою; знание правил придворного этикета; защита униженных и оскорбленных. Эти идеалы легли в основу рыцарского поведения – куртуазии – придворного ритуала и нравственности, который приобрел широкий этический смысл.

Куртуазия– придворно-рыцар-ский этикет (от франц. ­ сourtois – придворный, рыцарский).

XII век – время зарождения рыцарской лирики и рыцарского романа. Уже в конце XI в. возникает рыцарская поэзия трубадуров (Прованс). Она стала первой светской лирикой Средневековья и ознаменовала конец господства церковной поэзии. Впервые лирические произведения звучали на народном языке (ранее они существовали лишь на латыни); поэтическое творчество стало творчеством мирян. Главные темы стихов – рыцарские доблести, куртуазная любовь, культ прекрасной дамы.

Происходит и формирование светской музыкальной культуры, истоки которой восходят к народной музыке. Песни исполняли сами трубадуры, шпильманы, профессиональные музыканты – менестрели, сочинявшие музыку к своим произведениям (балладам, сирвентам и др.). Традиции провансальской лирики продолжили немецкие поэты – миннезингеры («певцы любви»). Рыцарская поэзия противостояла религиозным произведениям с их аскетизмом, воспевала земные радости, выражала надежду на торжество справедливости в земной, а не в загробной жизни.

Рыцарские романы, появившиеся во Франции, использовали античную традицию и кельтский героический эпос. Одним из зачинателей рыцарской литературы был Вальтер фон дер Фогельвейде (1172-1230) – выдающийся представитель немецкой средневековой поэзии. Один из эпических циклов средневековой литературы – так называемый Артурианский цикл (обработка известных сказаний кельтских легенд о короле Артуре) – Кретьена де Труа,XII в.

Сюжетом для многочисленных рыцарских романов стало сказание о любви Тристана и Изольды (XII в.). Любовь героев, толкнувшая их на нарушение норм рыцарского общества, приводит их к трагической гибели. «Бедный Генрих» Гартмана фон Ауэ рассказывает о рыцарском идеале и земной любви крестьянской девушки. К XIV в. рыцарский роман утрачивает связь с реальностью, приходит в упадок, все больше становится объектом пародий. Сама рыцарская этика с ее принципами верности долгу, сюзерену переживает глубокий кризис.

Героический эпос дошел до нас в виде грандиозных эпопей, песен, в стихотворно-песенной и прозаической форме. Ранний эпос западноевропейских народов возник в результате взаимодействия богатырской сказки-песни и мифологических преданий о первопредках, «родоначальниках», «культурных героях». Первые записи эпических произведений были составлены в VIII – IX вв.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: