Феодализм как социоэкономическая система общества

Глава VII. Культура средневековой Европы: особенности,

Ценности, идеалы

Социокультурная ситуация в Средневековье. Отличительные особенности западноевропейской средневековой культуры

Термин «Средневековье» возник в эпоху Ренессанса: в период Возрождения его понимали как мрачные «срединные» века в развитии европейской культуры, время упадка, лежащее посередине между эпохой античности и новым расцветом культуры. Впервые понятие «средний век», как обозначение варварства Европы, появилось у итальянских гуманистов XV века. Так, римский археолог и историк Флавио Биондо (1388-1464) в своем труде «История от падения Рима» говорит о промежуточном периоде «одичания» Европы, простирающемся от заката античной культуры до ее возрождения в «новое время». Такое представление о средневековой эпохе и ее культуре, бытовавшее вплоть до XIX века, в конце концов коллективными усилиями ученых было преодолено. На самом деле то была сложная, многообразная и противоречивая культура, соответствовавшая сложному иерархическому образованию средневекового общества. Она представляет собой качественно новую ступень развития европейской культуры, следующую после античности, охватывающую более чем 1000-летний период (V-XV вв.)

Переход от античности к Средневековью явился вполне закономерным развитием западноевропейского общества и был обусловлен:

  • распадом Западной Римской империи в результате кризиса рабовладельческого строя и рождения феодального общественного уклада;

§ великим переселением народов (с IV по VII вв.): завоевания вестготов (IV в.), взятие вандалами Рима (455 г.) привели к угасанию Западной Римской империи. С её падением начинается история западноевропейского Средневековья.

Средние века – это эпоха дальнейшего прогресса:

а) применения новой техники и технологии и на этой основе развития производительных сил;

б) бурного роста городов («городская революция»);

в) возникновения первых университетов;

г) рождения нового мировоззрения, новых ценностных ориентаций, нового типа культуры.

Римская рабовладельческая империя прекратила свое существование в V в. и это ознаменовало крутой поворот в общественном развитии Европы. На востоке старого Рима возникла Византия, на западе – многочисленные варварские государства. На Аппенинах появилось остготское, а затем лангобардское государства, на Пиренейском полуострове – королевство вестготов, в Британии – англосаксонское королевство, на Рейне – государство франков и другие. На смену рабовладельческому общественному устройству приходит феодализм (от лат. feodum – поместье). Эпоха феодализма, длительная по историческим меркам, занимает место между рабовладельческим строем и капитализмом; она имеет свои отличительные социоэкономические и социокультурные особенности.

 

Феодализм как социоэкономическая система общества

       
 
 
   

 

 


 

 
 

 


[1]

 

 

Во всемирно-историческом (социоэкономическом и социокультурном) процессе феодализм представляет собой более передовую (прогрессивную) цивилизацию по сравнению с рабовладельческой:

а) она заменяет рабство менее жесткими формами зависимости;

б) открывает большой простор для развития производительных сил и создает более благоприятные условия для формирования личности;

в) создает предпосылки для появления нового типа культуры.

Решающим фактором духовной жизни при переходе от античного общества к феодальному стало коренное переосмысление всех общественных ценностей: от преобладания интереса к земному и материальному общественное сознание обращается к системе морали и религии. Высшей реальностью стали считать потусторонний мир, в земном же существовании – видели лишь подготовительную ступень к царству небесному. Такая смена духовной ориентации с наибольшей ясностью проявилась в христианстве и повлияла на все стороны практической деятельности средневекового человека: материальное производство не рассматривалось как самоцель. Производственный идеал средневековья – самообеспечение, создание условий для «достойного» (с сословно-иерархической точки зрения) существования человека. В таких рамках трудовая активность оправдывалась и даже возводилась в этическую ценность. И все же в труде видели преимущественное средство самообуздания, подавления греховности, сопряженной с праздностью. Торговля и особенно ростовщическая прибыль осуждалась. Богатство ценилось прежде всего благодаря своей знаковой функции: его следовало тратить, дарить приближенным и вассалам, жертвовать на постройку церквей и т.д. Богатство становилось знаком щедрости, широты натуры, гостеприимства и доблести феодала. Так, в частности, поддерживалась рыцарская честь – главная ценность в моральном кодексе господствующего класса. Высокая «знаковость» феодальной практики проявлялась в ритуалах, клятвах, символах, которыми сопровождались все договоры, сделки, собрания и без которых они не имели бы силы.

Таким образом, на европейском континенте складывается новый тип общества и новый тип культуры. Средневековая культура – это результат противоречивого синтеза античных традиций, культуры варварских народов и христианства. Доминантой средневековой культуры, её духовным стержнем стало христианство, которое выступало в качестве новой мировоззренческой опоры мировосприятия и мироощущения человека той эпохи.

Европейское Средневековье – одновременно переплетение различных видов и типов культур, носителями (субъектами) которых были:

1) крестьяне и ремесленники – носители культуры народной;

2) церковь и ее многочисленный актив;

3) рыцари – носители «куртуазной» культуры, ставшей родоначальницей культуры светской;

4) горожане, студенты («школяры»), преподаватели университетов – носители городской культуры.

На основе системы феодальной земельной собственности сформировалось два главных полюса средневековой культуры:

1) культура духовной элиты – образованного меньшинства (светские и духовные феодалы);

2) культура простонародья – безмолвствующего, необразованного большинства (в основном, безграмотное крестьянство).

 

 

Место Средневековья в истории культуры [2]

 
 


Периодизация средневековой культуры. В основе периодизации – этапы эволюции социально-экономической системы – зарождение, развитие, кризис феодализма. Соответственно выделяют:

1) Раннее Средневековье – эпоха упадка, варварства, войн, драматического столкновения языческой и христианской культур, с одной стороны; с другой стороны – время укрепления христианства, усвоения античного наследия. В раннем Средневековье были созданы первые письменные «Истории» варваров; упразднение рабства способствовало развитию технических изобретений.

2) Эпоха зрелого Средневековья раздел империи Карла Великого, образование трех государств – Франции, Италии, Германии. Улучшение экономической ситуации в Европе, рост населения, отделение ремесла от земледелия, рост городов, которые в VII – XIII вв. освобождаются от власти духовных и светских феодалов.

3) Позднее Средневековье. Прекращение личной зависимости крестьян. Ослабление влияния церкви на общество и христианской идеологии на сознание населения, появление светской (рыцарской, городской) культуры. Изменение социальной структуры общества: возникновение нового класса – буржуазии.

Особенности средневековой культуры [3]

       
   
 
 


       
 
   
 


 

 

Христианство как ведущий феномен средневековой культуры: ценности и их значение

 

1. Христианство создало единое идеолого-мировоззренческое поле средневековой культуры [4].

Ценности христианства:

§ высшая цель христианства – спасение человека, освобождение его от первородного греха. Спасение требует веры в Бога, духовных усилий, покаяния. Оно возможно лишь в лоне церкви, которая на основе христианской догматики объединяет людей в одно мистическое тело с безгрешной природой Христа. Образец христианства – человек смиренный, ищущий искупления грехов, спасения с Божьей милостью. В добровольном акте смирения, отказе от собственной воли, вручения ее Богу состоит, с точки зрения христианства, подлинная свобода человека;

§ христианство сыграло большую роль в формировании нравственного облика средневекового человека. Идеи милосердия, добродетели, осуждения стяжательства и богатства – эти христианские ценности (хотя и не были практически реализованы) оказали существенное влияние на состояние духовности.

Бицилли Петр Михайлович (1879-1953)– выдающийся медиевист, автор блестящих работ по исторической и социальной психологии Средневековья. «Элементы средневековой культуры» – одна из лучших работ ученого, в которой дана общая характеристика средневекового человека, его культурных горизонтов, его восприятия мира.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow