Бахтин Михаил Михайлович (1895-1975) – выдающийся русский философ, филолог, теоретик культуры. Его историко-теоретические труды посвящены эпосу, роману, философскому значению категорий поэтики. Глубоко исследовал народную смеховую культуру Средневековья («Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса»). |
Празднества карнавального типа – карнавал, смеховые действия на площадях – были основаны на смеховом начале и противостояли церковным и государственным церемониям. Они создавали особый мир – «наоборот» — мир вне церкви, вне государства. Главные черты этих обрядовых форм – отмена иерархических отношений общества, свобода от религиозного догматизма, пародия на церковный культ. Это позволило известному русскому исследователю народной смеховой культуры М.М. Бахтину говорить о карнавале как о «второй жизни», «втором мире».
Особое место в этой культуре занимал карнавал. В больших средневековых городах им жили до трех месяцев в году, он был всенародным праздником, без разделения на актеров и зрителей. Карнавал временно создавал особый мир изобилия, свободы, равенства всех людей, отменяя все иерархические отношения – все становились равными.
|
|
Другим видом народной культуры были смеховые произведения (на латинском и народном языках). Это многочисленные пародии на церковные сюжеты, церковный культ – пародийные литургии («Литургия пьяниц»), пародии на псалмы. Существовали и светские пародии, например, на рыцарский роман. Праздничная литература Средневековья была рождена карнавальным мироощущением.
Фольклор. Фольклорно-обрядовая традиция оказала большое влияние на тематику, образы, жанры средневековой литературы. В фольклоре прослеживаются следы языческих верований крестьян (сказки, поговорки). Любимый герой сказок – бедняк (Жан Дурак – во Франции, Глупый Ганс – в Германии, Большой Дурак — в Англии).
Светская и церковная литература довольно широко использовала сказочный материал, так называемые «простонародные рассказы», которым придавалось моралистическое толкование. Введение в литературу собственно сказок происходит только с середины XVI в. Во многих рассказах главными действующими лицами выступают животные (с человеческими способностями). В XIII в. эти истории были объединены в знаменитую стихотворную поэму «Роман о Лисе».
Крестьянские представления о справедливой жизни звучат в сказаниях о благородных разбойниках, защищающих бедных и обездоленных. Жанром народного творчества на этот сюжет стали англо-шотландские баллады. Их герой – благородный Робин Гуд – народный герой Англии (записаны в XV в.). Впервые в европейской поэзии идеалом стал человек неблагородного происхождения, воюющий с притеснителями народа.
|
|
Фантастические баллады – отражали народные верования, сверхъестественный мир с его феями, эльфами и другими персонажами. В балладах он предстает как реальный действительный мир.
Обрядовые, трудовые, праздничные песни и танцы были связаны с крестьянским трудом и отдыхом.
Городская культура. Становление университетов |
В X – XI вв. в Западной Европе начинают расти старые города и возникают новые. Этот процесс носит столь бурный характер, что его именуют в научной литературе «городской революцией». Только в Германии в XIII веке возникло более 3-х тыс. городов. В Италии появляются известные теперь во всем мире великие культурные центры – Генуя, Венеция, Милан, Флоренция; во Франции – Париж, Орлеан; в Англии – Лондон, ставший в XII в. столицей государства. В Европе города становятся большой экономической, политической и военной силой. Средневековой город отличается от села:
1) правом иметь рынок;
2) освобождением жителей от разнообразных повинностей и уплаты точного взноса сеньору;
3) отдельным судом, а часто и отдельным управлением;
4) укрепленным положением.
В городах зарождается новый образ жизни, новое видение мира, новый тип людей. В городе оформляются такие социальные слои средневекового общества как горожане, цеховые ремесленники различных профессий (башмачники, портные, мясники, кожевенники, горшечники – простой люд), купцы. Они объединяются в гильдии, цехи, защищающие интересы своих членов. Новые социальные слои оказали огромное влияние на развитие культуры, становление системы образования.
Городская литература отразила вольнолюбивую направленность городской культуры. В ней формируется пласт, пародирующий вероучение церкви, церковный культ (пародии на молитвы, псалмы, церковные гимны).
Главное место в пародийной литературе занимают светские пародии (например, на рыцарскую героику). Популярным жанром французской литературы стали комические бытовые рассказы – фаблио (от франц. фабльо – побасенка). Фаблио – это короткие забавные истории в стихах, комические бытовые рассказы. Анонимными авторами этого жанра городской литературы были горожане и странствующие певцы и музыканты. Героем коротких рассказов чаще всего выступали простолюдины. Фаблио были тесно связаны с народной культурой: народные обороты речи, обилие фольклорных мотивов, комичность и быстрота действия. Фаблио развлекали, поучали, восхваляли горожан и крестьян, осуждали пороки богачей и священников. К ним примыкает аналогичный жанр немецкой литературы – шванк – комический рассказ на основе фольклора. Шванк имел антиклерикальный характер, высмеивал пороки католической церкви.
К XIII в. относится возникновение городского театра, который своими корнями уходит в литургическую драму католической церкви. XIV – XV вв. – период расцвета городской гражданской архитектуры.
С XI века на духовное развитие средневекового общества существенное влияние стала оказывать университетская культура. Первый университет (лат. universitas – объединение, общность) был открыт в 1088 году на основе Болонской юридической школы. С XII в. по XV в. в Европе возникло 46 университетов, которые приняли эстафету у монастырских школ, в 1160 г. создается Парижский университет. В начале XIII в. он выступает как авторитетная организация, изъятая из подчинения светскому суду и получившая закрепление своих прав и привилегий со стороны папской власти. Парижский университет, где по некоторым источникам училось 40 тыс. студентов, делается богословским центром Европы. Его влияние и слава распространились весьма широко и влекли в Париж англичан, немцев, итальянцев, католиков и еретиков. Как пишет Л.П. Карсавин, «философия и богословие излучаются из него на весь север Франции, Фландрию, Англию и Германию».
|
|
В 1167 г. открывается Оксфордский университет, в 1209 г. Кембриджский, а в 1347-1367 гг. – Пражский, Краковский, Венский. В XIII – XV вв. уже почти во всех европейских городах существовали университеты. Образование в них велось на латинском языке, что позволяло обучаться в любом университете студентам всей Европы. В университете, как правило, имелось четыре факультета: подготовительный, богословский, медицинский и юридический. Основывали университеты церковь, светская власть в лице королей, императоров, князей, а также города. Университет представлял собой корпорацию, сообщество преподавателей и студентов, возглавляемое избираемым магистром. Университет как институт научного познания – выдающееся достижение средневековой культуры, его значение было исключительно велико не только для жителей городов, но и всего средневекового общества Европы. Представители университетских кругов – доктора, магистры, бакалавры, студенты, переписчики, будучи определенной социальной группой в средневековом городе, выработали собственную культуру, отражавшую специфику их жизни и деятельности. В европейских университетах были разработаны основные формы обучения, научные принципы, которые характерны и для современного образования.
* * *
При всей противоречивости социокультурного процесса для средневековой культуры был характерен глубокий психологизм, внимание к человеческой душе, внутреннему миру человека. Такие ценности и идеалы как идеи милосердия, добродетели, универсальности человека и др. в условиях духовно-нравственного кризиса европейской цивилизации позволяют увидеть достоинства средневековой культуры.
Литература
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.,1990.
Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры СПб., 1995.
Введение в культурологию / Уч. пособие в 3-х частях. Ч. III. М., 1995.
|
|
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. Л.,1972.
Дюби Ж. Европа в Средние века. Смоленск, 1994.
История Средних веков. М., 1986.
Карсавин Л.П. Культура Средних веков. Киев, 1995.
Корякина Е.П. Культура средневековой Западной Европы: особенности, ценности, идеалы //Ценности и социально- историческая специфика культуры. М., 2004.
Культура западноевропейского Средневековья (Песнь о Роланде; Песнь о Людвиге; Готфрид Страсбургский; Фома Аквинский; Данте Алигъере) // Хрестоматия по культурологии. Ростов–на–Дону, 2004. С.224 – 239.
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Хейзинга Й. Осень Средневековья. М.,1995.
Хоруженко К.М. Мировая художественная культура. Структурно-логические схемы / Уч. пособие. М., 2003
[1] Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 7. 1956. С. 361.
[2] Хоруженко К.М. Мировая художественная культура. Структурно-логические схемы. М.,2003. С. 36.
[3] Хоруженко К.М. Мировая художественная культура. Структурно-логические схемы. М.,2003. С. 36.
[4] См. об этом: Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995.
.
[5] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 429-431.
[6] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 443-445.
[7] Там же. С. 439.