Христианство стало организационным и регулирующим началом средневекового общества

§ Иерархическая организация церкви послужила моделью для создания социальной структуры феодального общества; культурно-идеологической основой консолидации народов и племен империи и раннефеодальных государств.

§ Регулирующая роль церкви была обусловлена ее положением как единственного социального института, общего для всех европейских народов. Будучи надгосударственной организацией, используя собственную иерархическую структуру, церковь контролировала процессы в католическом мире, проводя свою линию.

Христианское сознание как основа средневекового менталитета
Менталитет – строй мышления, мировосприятие, мироощущение.

Центральной идеей картины мира средневекового человека была идея Бога. Как писал выдающийся русско-американский социолог и культуролог П.А. Сорокин, «главным принципом или главной истиной (ценностью) культуры Запада средних веков был Бог… Интегрированная часть средневековой культуры была не конгломератом различных культурных реалий, явлений и ценностей, а единым целым, все части которого выражали один и тот же принцип объективной действительности и значимости: бесконечность, сверхчувственность, сверхразумность Бога …»[5]. Вокруг идеи Бога формировались все ценности культуры, в первую очередь представление о мироздании. Средневековому мировосприятию присущи следующие черты, качества, лежащие в основании культуры этой эпохи:

двумирность: разделение мира на реальный и потусторонний, вечный и временный, противопоставление Бога и природы, Неба и Земли, духа и плоти, добра и зла, святости и греховности;

иерархизм: мир построен по установленной Богом «схеме» – иерархии. Вершина в ней сам Бог, ниже апостолы; далее – архангелы, ангелы, люди, а еще дальше – все ближе к Сатане... Так было «устроено» и общество: подобно девяти чинам ангельским, образующим три иерархических триады, на земле существуют три сословия – духовенство, рыцарство, народ;

символизм: высшее знание открывается не в понятиях, а в символах. Главным методом познания является постижение символов. Средневековый человек весь мир рассматривал как систему символов, в которых кроется божественный замысел. Мыслить означало обнаруживать тайный смысл. Архитектура, скульптура, музыка, литература – все было символичным. Готический собор представлялся Библией в камне. (Символ – это то, что служит условным обозначением чего-либо: идеи, предмета, явления. Оливковая ветвь, например, является символом мира; крест – символом веры в Бога и принадлежности к церкви и т.д.);

универсализм: идея Бога как универсального всеобщего начала;

традиционализм: отход от архетипа есть отдаление от истины. Отсюда – каноничность творчества;

дидактизм: поиск нравственного смысла, назидательная мораль;

целостность: энциклопедизм, единство, нерасчлененность знания. Все области познания – искусство, наука, философия, право – представляли собой целостное (нерасчлененное) единство;

историзм: идея духовного прогресса, движение истории человечества – от грехопадения к царству Божьему. Эта идея стимулировала направленность на новизну в период зрелого Средневековья.

Клерикальная культура

Главная истина (ценность) Средневековья – Бог определяла всю иерархию ценностных ориентаций средневекового человека. Основными нравственными и духовными ценностями были Вера, Надежда, Любовь. Они были тесно связаны между собой и переходили одна в другую. Вера – особое состояние духа, которое не требовало никаких доказательств. Надежда – идея спасения, бессмертия. Любовь – к Богу, духовная связь с ним, противостоящая плотской любви, греховной и низменной. Это были главные ценности, которым должны были следовать все люди.

Наряду с ними существовали и ценности повседневной жизни: семь духовных даров (дружественность; мудрость; способность к взаимопониманию; честь; одаренность; уверенность; радостность) и семь телесных даров (красота, сила, ловкость, свобода в движениях; здоровье; способность к наслаждению; долголетие). Этими дарами (ценностями) должны были обладать в первую очередь средневековые святые.

Клерикальная культура охватывала все стороны бытия и жизненных отношений. Католичество стремилось «уже не только к самостоятельности, а и к поглощению государства, общества и культуры» (Карсавин Л.П.). Доминирующее место в культуре принадлежало богословию (теологии). Другие сферы культуры – философия и научная мысль, образование, искусство – рассматривались как средства приобщения человека к Богу, постижения его сущности. П.А. Сорокин провел специальное исследование на эту тему. Ученый изучил более 100 тысяч картин и скульптур в восьми ведущих европейских странах с начала средних веков и вплоть до 1930 года. Среди изученных произведений соотношение религиозных и светских картин и скульптур выглядит следующим образом (в %):

 

  До Х в. X-XI вв. XII-XIII вв.
Религиозные 81,9 94,7 97,0
Светские 18,1 5,3 3,0
В целом      
       
  XIV-XV вв. XVI в. XVII в.
Религиозные 85,0 64,7 50,2
Светские 15,0 35,3 49,8
В целом      
       
  XVIII в. XIX в. XX в.
Религиозные 24,1 10,0 3,9
Светские 75,9 90,0 96,1
В целом      

 

Карсавин Л.П. (1882-1952) – выдающийся русский религиозный философ, историк-медиевист. Работы раннего времени посвящены духовной культуре Средневековья.

В результате огромной работы П.А. Сорокин делает репрезентативный в научном отношении вывод: средневековая живопись и скульптура были преимущественно религиозными. Роль религиозного фактора начала снижаться лишь после XIII в. и стала совсем незначительной в XIX и XX столетиях. Подобная тенденция зафиксирована и в других сферах искусства: музыке, литературе, архитектуре. Почти вся музыка была религиозной. Только в период между 1090 и 1290 годами появляется светская музыка трубадуров, труверов и миннезингеров. Так же и в литературе – в период с V по Х вв. почти не было светских шедевров. Лишь во второй половине XII в. начинает формироваться светская литература. В архитектуре средневековья все выдающиеся творения представляли собой соборы, церкви, монастыри, аббатства. Они господствовали над городами и селами, воплощая творческий гений средневековой архитектуры[6].

Репрезентативность(от франц. representatif – репрезентативный) – свойство выборки отражать характеристики изучаемой (генеральной) совокупности. В данном случае 100 тысяч изученных картин и скульптур вполне отражают характеристику всех произведений этих жанров искусства по соответствующим периодам времени. «Конечно же в деталях могут быть допущены некоторые неточности, – замечает сам исследователь, – однако существенные тенденции заслуживают доверия».

Превосходство любой формы изобразительных искусств, утверждает П.А. Сорокин, не есть вопрос наличия или отсутствия художественного мастерства, а доминируется природой сверхсистемы культуры. Когда в некой данной общей культуре изменяется доминирующая сверхсистема, то в этом же направлении меняются и все формы изобразительных искусств[7]. Сердцевиной средневековой культурной «Сверхсистемы» был Бог и вполне естественно, что вся иерархия ценностных ориентаций в различных сферах духовной культуры была ориентирована на НЕГО. Так, о бразование было, в основном, религиозным, контролировалось церковью. Главным в нем было изучение богословия. Вплоть до конца IX в. школы находились в руках церкви. Во второй половине XI в. появляются светские школы и возникают университеты, ставшие центрами научной мысли своего времени.

Наука. Главное место в ней отводилось философии. В условиях теократизма наиболее развитой формой теоретического мышления стала теология, которая породила такой феномен науки как схоластика – философия, тесно связанная с теологией, но не тождественная ей. Сутью схоластики было осмысление христианской догматики с рационалистических позиций с помощью логических методов. Вершиной средневековой схоластики стало творчество Фомы Аквинского (XIII в). Утверждая гармонию веры и разума, он осуществил синтез философии Аристотеля и христианской догматики.

Искусство. Средневековое искусство выражало центральную идею христианской картины мира – идею Бога. Оно воспринималось как библейский текст, читаемый верующими посредством живописных и скульптурных образов. Образы имели дидактический смысл – передать основы христианского вероучения. Эстетический идеал искусства этого времени – аскетизм, условность, следование канону – противоположен античному, отражая христианское понимание красоты. Важнейшей его чертой является символизм. Художественный образ – это символ, религиозная идея, запечатленная в камне или красках, явленное слово.

Архитектура. Первым общеевропейским стилем в зодчестве был «романский стиль» (X–XII вв.). Его создателями стали монастыри и епископские города. «Готический стиль» (XII–XV вв.) возник в период, когда в средневековой культуре все большую роль начинает играть город. Во всех областях жизни общества вырастает значение светского, рационального начала, а церковь постепенно утрачивает доминирующие позиции в духовной сфере. В архитектуре готического собора проявились новые идеи католической церкви; возросшее сознание городских слоев; новые представления о мире.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: