Совокупное предложение — это то общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем цен.
Кривая совокупного предложения (AS) демонстрирует, какое количество товаров и услуг может быть произведено и выброшено на рынок производителями при разных уровнях средних цен.
Рис. 25.2. Кривая совокупного предложения
В краткосрочном периоде (два-три года) кривая совокупного предложения согласно кейнсианской модели будет иметь положительный наклон, близкий к горизонтальной кривой (AS1).
В долгосрочном периоде при полной загрузке мощностей и занятости рабочей силы кривая совокупного предложения может быть представлена в виде вертикальной прямой (AS2). Выпуск примерно одинаков при различном уровне цен. Изменения размеров производства и совокупного предложения будут происходить под влиянием сдвигов производственных факторов, прогресса технологии.
К неценовым факторам совокупного спроса относятся изменения:
- в потребительских расходах, которые могут быть вызваны изменением благосостояния потребителя, ожиданий потребителя (его прогнозов на будущий доход), задолженности потребителя и уровня налогов, в первую очередь подоходного
|
|
- в инвестиционных расходах, зависящих от уровня процентных ставок, ожиданий инвестиционной прибыли, налогов с предприятий, уровня используемых технологий и наличия у предприятий избыточных мощностей
- в государственных расходах: если государственные расходы увеличиваются – совокупный спрос растет и наоборот
- в расходах на чистый экспорт (это разница между экспортом и импортом), которые в свою очередь зависят от национального дохода в зарубежных странах – партнерах во внешней торговли и от изменения курса национальной валюты по отношению к валютам других стран.