Что может и чего не может член избирательной комиссии с правом совещательного голоса?

Будучи заблаговременно извещенным о заседании избирательной комиссии, он вправе выступать на этом заседании, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию данной комиссии, и требовать проведения голосования по этим вопросам. Проводить или не проводить голосование - определяют члены комиссии с правом решающего голоса.

Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу, знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками избирателей и избирательными бюллетенями), включая документы и материалы на машиночитаемых носителях данной и нижестоящих избирательных комиссий, и получать копии этих документов и материалов (за исключением списков избирателей, подписных листов, избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений для голосования на выборах); он вправе обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

Член комиссии с совещательным голосом не участвует в голосовании при принятии комиссией решения по вопросам, отнесенным к ее компетенции, и не подписывает эти решения, он не вправе также выдавать открепительные удостоверения для голосования на выборах и избирательные бюллетени, участвовать в сортировке и подсчете избирательных бюллетеней, в погашении этих бюллетеней и открепительных удостоверений для голосования на выборах, в составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов.

Полномочия членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса в случае, если назначивший их зарегистрированный кандидат избран или федеральный список кандидатов, выдвинутый назначившим их избирательным объединением, избирательным блоком, допущен к участию в распределении депутатских мандатов, продолжаются до окончания регистрации кандидатов (федеральных списков кандидатов) на следующих выборах депутатов Государственной Думы. Полномочия остальных членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после официального опубликования общих результатов выборов депутатов Государственной Думы в данной избирательной кампании. Если жев вышестоящую избирательную комиссию поступили жалобы (заявления) и протесты на решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и порядок подсчета голосов, а также если по этим фактам ведется судебное разбирательство, полномочия таких членов избиркомов прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы (заявления) или протеста вышестоящей избирательной комиссией или судом.

Есть ли у участников избирательного процесса еще какие-либо организационные возможности проследить за деятельностью комиссий в самый ответственный момент - во время подсчета голосов избирателей?

Да, есть. Для того чтобы обеспечить гласность деятельности избирательных комиссий, прозрачность их работы во время подсчета голосов избирателей, каждый зарегистрированный по одномандатному округу кандидат, каждое из избирательных объединений, каждый из избирательных блоков, зарегистрировавших федеральный список кандидатов, вправе назначить в соответствующие участковые избирательные комиссии несколько наблюдателей, которые в день голосования, в том числе в день досрочного голосования, на избирательных участках имеют право поочередно (если бы они это делали одновременно, работа комиссии была бы парализована) осуществлять наблюдение в помещении для голосования с момента начала работы участковой комиссии и до получения сообщения о получении вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.

Наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов.

Наблюдатель - лицо, наделенное функциями общественного контроля. Но рамки этого контроля не безграничны. То, что может делать наблюдатель, исчерпывающим образом определено законом (Федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме зарегистрированным по одномандатному округу кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, избирательным блоком, интересы которых представляет данный наблюдатель, с указанием фамилии, имени и отчества наблюдателя, адреса его места жительства, а также номера избирательного участка, наименования избирательной комиссии (окружной, территориальной, участковой), куда он направляется. Этот документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

Наблюдатель вправе:

а) знакомиться со списками избирателей;

б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в любое время в день голосования;

в) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

г) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

д) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость содержания избирательных бюллетеней; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов;

е) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему;

ж) знакомиться с протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами об итогах голосования и о результатах выборов той избирательной комиссии, в которую он направлен; изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие избирательные комиссии либо составленных этими комиссиями, в том числе списки лиц, присутствовавших при голосовании. По требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана заверить указанные копии либо выдать ему заверенные копии указанных документов;

з) обжаловать решения и действия (бездействие) участковой избирательной комиссии, иной избирательной комиссии в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;

и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.

Наблюдатель не вправе:

а) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

б) расписываться за избирателя, по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней;

в) заполнять за избирателя, по его просьбе, избирательные бюллетени;

г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

д) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;

е) предпринимать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

ж) вести предвыборную агитацию среди избирателей;

з) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: