Список использованных источников и литературы. 1. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации: Официальный текст

1. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации: Официальный текст. М.: 1999.

2. Федеральный закон РФ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2002. - № 24.

3. Федеральный закон РФ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Рос. газ. - 2003. - 16 янв.

4. Федеральный закон РФ от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». // СЗ РФ. - 2002. - №51.

5. Федеральный закон РФ от 26.11.96 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // СЗ РФ. - 1996. - № 49.

6. Авакьян С.А. Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2007.

7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. – М.: НОРМА, 2007.

8. Воробьев Н.И., Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учеб. пособие. – Тамбов: изд-во ТГТУ, 2005.

9. Головин А.Г. Избирательное право России. – М.: НОРМА, 2007.

10. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Конституционное право России в таблицах и схемах. – М.: ЭКСМО, 2008.

11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008.

12. Конституционное право России: учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008.

13. Конституционное право России: учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И.Кукушкин. – М.: НОРМА, 2008.

14. Ларин А.Ю. Конституционное (государственное) право России. – М.: Книжный, мир, 2006.

15. Постников А.Е. Система российского избирательного законодательства// Журнал российского права, 2007, № 1.

16. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: учебник. – М.: МарТ, 2008.

Президент России Д. А. Медведев внес в Государственную Думу РФ проект федерального закона «О внесении изменений в статью 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Это сделано в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов. Документ направлен на реализацию положений послания Президента России Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 года, касающихся применения пропорциональной избирательной системы в процессе выборов представительных органов муниципальных образований. Согласно законопроекту, не менее половины депутатских мандатов в представительном органе муниципального района и городского округа с численностью 20 депутатов и более должны распределять между списками кандидатов, которые были выдвинуты политическими партиями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.

В течение 2010 года на федеральном уровне был принят ряд законов о внесении изменений в законодательство о выборах, в первую очередь - в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также в Кодекс об административных правонарушениях.

Кроме того, соответствующие поправки в Избирательный кодекс Свердловской области приняты Законодательным Собранием СО либо готовятся к рассмотрению Областной Думой ЗС СО.

Все изменения можно условно разделить на несколько блоков.

1) Первый блок – это изменения, внесенные Федеральным законом от 22 апреля 2010 года № 63-ФЗ, которая касается выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов, выдвигаемых избирательными объединениями (т.е., в первую очередь выдвигаемые политическими партиями). Так, статья 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» дополнена пунктом 16.2, который предусматривает на выборах в законодательный орган субъекта Российской Федерации, а также на выборах в органы местного самоуправления, находящиеся на территории этого субъекта, регистрацию кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов законодательного органа государственной власти этого субъекта Российской Федерации допущен к распределению депутатских мандатов, а также регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых региональными отделениями (структурными подразделениями) такой политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей при условии, что указанное официальное опубликование итогов выборов состоялось раньше представления в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов. Регистрация такого кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании решения о выдвижении этого кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением (иным структурным подразделением) в порядке, установленном федеральным законом. Соответствующие изменения также были внесены и в статью 53 Избирательного кодекса Свердловской области.

Таким образом, ранее регистрация кандидата, списка кандидатов допускалась без сбора подписей только в отношении кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, которые были допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе РФ, теперь это правило распространяется и на политические партии, представленные в Законодательном Собрании Свердловской области.

Изменения коснулись и порядка выдвижения кандидатов избирательными объединениями по одномандатным или многомандатным избирательным округам (внесены ФЗ от 1 июля 2010 года № 133-ФЗ). Так, статья 35 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» дополнена пунктом 1.1, который предусматривает возможность введения законом субъекта Российской Федерации положения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам избирательными объединениями списком, в котором будет определяться, по какому одномандатному избирательному округу выдвигается каждый кандидат из указанного списка. Соответствующие поправки в Избирательный кодекс уже подготовлены.

Таким образом, избирательные объединения будут представлять в избирательные комиссии не сведения о кандидатах, выдвинутых по одно(много)мандатным округам (как ныне), а список кандидатов по указанным округам.

Законом существенно уточнены и детализированы требования к оформлению такого списка, а также основания для отказа в заверении списка кандидатов по одно(много)мандатным округам. Стоит отметить, что ранее отказ в заверении был возможен только для списка кандидатов, выдвинутых по единому округу.

2) Второй блок. Федеральный закон от 31 мая 2010 года № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с изменением порядка досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления» изменил порядок проведения досрочного голосования, а именно было отменено досрочное голосование в помещении территориальной (окружной) избирательной комиссии и участковых избирательных комиссиях на выборах в органы местного самоуправления. Таким образом, на выборах любого уровня досрочное голосование возможно только в труднодоступных/отдаленных местах, а также в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует/затруднено. Однако на местном референдуме указанное выше досрочное голосование в помещениях избирательных комиссий остается.

3) И последний, третий блок изменений, это изменения, внесенные ФЗ от 27 июля 2010 года, которые касаются порядка и правил ведения предвыборной агитации. В частности, устанавливается обязанность собственника, владельца помещения, которое было бесплатно предоставлено зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума, не позднее дня, следующего за днем предоставления помещения, уведомить в письменной форме соответствующую избирательную комиссию о факте предоставления помещения, об условиях, на которых оно было предоставлено, а также о том, когда это помещение может быть предоставлено в течение агитационного периода другим зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, иным группам участников референдума (инициативной группе по проведению референдума). При этом комиссия, получившая уведомление о факте предоставления помещения зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума (иной группе участников референдума), в течение двух суток с момента получения уведомления обязана разместить содержащуюся в нем информацию в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет" или иным способом довести ее до сведения других зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, иных групп участников референдума (инициативной группы по проведению референдума) – размещение на информ. стендах, письменное уведомление кандидатов, их доверенных лиц, избирательных объединений, их представителей. В связи с установлением новой обязанности собственников, владельцев помещений, предоставляемых бесплатно для проведения публичных агитационных мероприятий, в Кодекс РФ об административных правонарушениях также были внесены соответствующие изменения: статья 5.15 Кодекса за нарушение порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о факте предоставления зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума для встреч с избирателями помещения, об условиях, на которых оно было предоставлено, а также о том, когда это помещение может быть предоставлено другим участникам избирательной кампании устанавливает ответственность в виде адм. штрафа, налагаемого на должностных лиц, в размере от 2 до 3 тыс. руб. Протоколы по указанному правонарушению вправе составлять члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума.

Федеральный закон от 4 июня 2010 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с изменением срока полномочий избирательных комиссий"

Срок полномочий ЦИК России, а также региональных, муниципальных и территориальных избиркомов увеличен с 4 до 5 лет. Это связано с тем, что срок полномочий Государственной Думы теперь составляет 5 лет. Аналогичный срок полномочий у большинства законодательных органов регионов, представительных органов и должностных лиц местного самоуправления. Указанные органы непосредственно участвуют в формировании избирательных комиссий.

Таким образом, поправки синхронизировали сроки формирования избиркомов и их участия в организации выборов в соответствующие органы. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Увеличение срока полномочий касается избиркомов, которые сформированы после этой даты.

Загрузить текст закона

Федеральный закон от 31 мая 2010 г. N 112-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с изменением порядка досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления"

Уточнен порядок проведения досрочного голосования.
Досрочное голосование на местных выборах должно проводиться в том же порядке, что и на выборах в государственные органы власти. Таким образом, досрочное голосование на муниципальном уровне теперь возможно только в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях. Случаи и порядок проведения такого голосования определяются региональным законом.

Ранее предусматривалось, что проголосовать досрочно на местных выборах можно, если гражданин по уважительной причине в назначенный день будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть на свой избирательный участок. Такими причинами считались отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья. При этом, если региональным законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, досрочное голосование не проводилось.

Также скорректирован порядок досрочного голосования на референдуме.
Внесенные изменения распространяются на выборы (референдумы), назначенные (инициатива проведения которых выдвинута) после дня вступления в силу закона.

Загрузить текст закона

Все кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, доверенные лица кандидатов, уполномоченные избирательных объединений не раз и не два в ходе избирательной кампании вступят в контакты - официальные и рабочие, обязательные по закону и не предусмотренные им, продолжительные или короткие - с избирательными комиссиями, на которые возложены подготовка и проведение выборов в Государственную Думу РФ. Поэтому нужно представлять себе, что конкретно в избирательном марафоне зависит от этих комиссий и прежде всего знать их систему.




double arrow
Сейчас читают про: