double arrow

Философская мысль Беларуси в эпоху Возрождения.



В равной мере многие бел, мыслители принадлежат к культурам соседних народов—Сымон Будный, М.Смотрицкий, К.Лыщинский, Симеон Полоцкий. Стиль фил.мышления,постановка проблем вобрала в себя опыт как западной латинско-римской традиции,так и восточной православно-русской. На протяжении 15-18вв. в Беларуси, входившей в состав ВКЛ, складывались реальные предпосылки для становления духовной культуры нового типа. Неоценимую роль в формировании фил. в Беларуси сыграло появление и развитие высшей школы. В университетах, кроме светских дисциплин читались курсы схоластической фил.Значительное воздействие на формирование духовной жизни ВКЛ оказывала античная культура.Идеи античной фил. получили отражение в творчестве Ф.Скорины,Гуссовского,Будного. В истории бел.Возрождения исследователи выделяют 3 периода: 1 – фил. и общественно-политическая мысль ран.Возрождения ( первая пол.16 в.,от Скорины до реформации).Это период становления ренессансно-гуманист. миропонимания.2-фил. и общ.-политическая мысль зрелого Возрождения (вторая пол.16в.).Наблюдаются попытки пересмотра традиционных религиозных,фил. концепций.3-фил. мысль позднего бел. Возрождения и контрреформации (к.16-17 в.). Утверждается и получает довольно большое распространение схоластическая философия. Ф.Скорина(1490-1551)—знаменитый первопечатник, мыслитель, гуманист, просветитель и учёный. Для С. интересы народа и отечества выше религиозных. Любовь для С. есть наивысшая христианская добродетель. Самобытным мыслителем эпохи Возрождения был Сымон Будный(1530-1593). Будный—теолог-реформатор. Был глубоко убеждён в превосходстве разума над верой. Бог превращался у Б. в безликое начало. Особенность взглядов Б.—отрицание бессмертия чел. души и реального существования загробного мира. Согласно его учению, индивидуальный человеческий разум есть важнейшее ср-во познания. В нравственном отношении люди равны, добро и зло не заложены в них от природы, а явл. следствием обстоятельств, среды, воспитания. Более основательное рассмотрение нравственных проблем находим у Андрея Волана(1530-1610)—одного из основателей светского направления в этической и соц.-политич. мысли Беларуси, идеолога белорусского реформационного движения. Природные задатки должны быть усовершенствованы, развиты, в противном случае у человека нет никаких оснований претендовать на благородство и добродетель. Как и Скорина, Будный—Волан обосновывал идею об определяющем влиянии нравственности на жизнь общ-ва. Волан не был сторонником социального равенства, однако он выступал за равенство всех граждан перед законом. Необычную для своего времени интерпретацию бытия даёт Н.Гуссовский(1470-1553). В «Песне о зубре» он отвергает всё фантастическое и сверхъестественное античной мифологии, народных легенд, веру в кудесников, колдунов. Он утверждает, что практический опыт, непосредственное знание жизни, постижение природы должны превалировать над книжной мудростью. На рубеже 16-17вв. светский хар-р философствования утверждал Бениш Будный. Он развивал свои идеи на основе комментирования античных авторов. Эпоха Возрождения в Беларуси стала временем формирования профессиональной философии.




 




Сейчас читают про: