Философия эпохи Возрождения

Возрождение — это переходная эпоха между Средневековьем и Новым временем, когда христианство начинает постепенно ут­рачивать позиции ведущей идеологии. В эпоху Возрождения фор­мируется совершенно новый для европейской культуры тип чело­века; меняются экономика, государственность, образование, куль­тура. Если в античности в центре мира стояла природа, а в Средние века — бог, то в период Возрождения на это место становится чело­век. По этой причине говорят об антропоцентризме философии Воз­рождения.

Одним из наиболее ярких проявлений специфики эпохи Воз­рождения в философии, науке, культуре, экономике и политике является процесс секуляризации — отделения указанных сфер от влияния церкви. Церковь постепенно утрачивает свое влияние, а сфера внерелигиозной жизни расширяется, и ее важность становится все более заметной.

Другое важное качество философии эпохи Возрождения -переход от теоцентризма к антропоцентризму. Впрочем, не стоит думать, что все философы данной эпохи были атеистами. Конечно, атеизм — явление для эпохи Возрождения весьма характерное. Одна­ко в целом философия Возрождения остается религиозной филосо­фией. Действительный поворот в философии, который произошел в то время, следует описывать скорее как возвышение человека до уров­ня бога, чем как ниспровержение бога. А это значит, что Возрожде­ние просто существенно трансформировало существовавшую в Сред­ние века картину мира.

Такие изменения в картине мира привели и к иному подходу к человеческой деятельности. Теперь ученый, художник, инженер были подобны богу: открывая законы, по которым бог создавал отдельные вещи, они как бы уподоблялись ему и творили новый мир. При этом инженер и ученый рассматривались скорее как художники, а не как особый тип творца. В эпоху Возрождения художественно-эстетичес­кий подход к действительности преобладает над всеми остальными. В период Возрождения формируются новые философские направления: пантеизм и деизм. С точки зрения пантеизма бог -это то же самое, что и мир. По выражению Джордано Бруно, «при­рода есть Бог в вещах». Один из наиболее заметных представителей пантеизма Николай Кузанский рассматривал бога как бесконечный максимум, а мир — как ограниченный максимум. Согласно деистичес­ким воззрениям, Бог — это лишь первоначало мира, и, сотворив мир, он больше не вмешивается в ход событий.

В эпоху Возрождения происходит переосмысление античного наследия. Если в Средние века наследие древнего мира интересова­ло мыслителей исключительно с точки зрения возможности обосно­вания догматов христианства, то с приходом Возрождения характер этого интереса кардинально меняется. Люди эпохи Возрождения могли посмотреть на философию и культуру античности иначе, менее предвзято: там они могли увидеть восхищение перед природой и кра­сотой, в том числе и человеческой. Если Средневековье видело в ан­тичности авторитет, то для Возрождения она стала идеалом.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: