Марксистская философия. Разработка Марксом и Энгельсом концепции материалистической диалектики и материалистического понимания истории

В 40-е годы 19в. возникла марксистская философия. Это своеобразная попытка осмысления техногенной цивилизацией своей сущности. Большое влияние на становление марксистского понимания реальности оказала немецкая классическая философия. Марксизм, который, помимо философии, содержит ещё соц.-экономическую теорию, оказал огромное влияние на духовные процессы целого ряда стран. А в Сов. Союзе он стал гос. идеологией. Основателями марксистской философии были К.Маркс и Ф.Энгельс Результатом творческого сотрудничества М. и Э. стало философское учение, которое получило название диалектического и исторического материализма. Акцент делается на материальной стороне человеческого существования. Прежние высокие ценности уже не привлекают и кажутся совсем незначительными. На первый план выдвигаются ценности материальные. В таких условиях место Бога занимает человек. Согласно марксизму, «способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. М.и Э. показали зависимость массового сознания от общественного бытия, основу которого образуют экономические отношения. Основатели марксизма приняли рождённую Просвещением мысль о том, что независимо от Бога общество станет свободным и быстро двинется по пути социального прогресса. Одним из центральных положений марксистской теории является тезис о естественно-историческом хар-ре развертывания социальных процессов. Не исключают возможности волевого вмешательства в ход истории. Диалектический и исторический материализм представляет собой связь его идей с духовными процессами эпохи, понятии динамику социального бытия и предсказать дальнейшее развитие событий. М. и Э. известны как создатели материалистической диалектики, как часть философского учения. Связав материализм с диалектикой, они заметно обогатили содержание разделов философии. Марксистская ф. впервые раскрыла социокультурную обусловленность познавательной деятельности, обосновала роль практики в процессе познания, дала критику агностицизму. Недостаток их теории: преувеличение зависимости человеческого сознания от предметно-практической активности людей. Материалистическое понимание истории раскрывает механизм капиталистического способа производства, причины порабощения пролетариата и пути выхода из такой ситуации. Производственные отношения рассматриваются как экономический базис общества, а остальная часть общества образует надстройку ( различные организации и учреждения, в том числе и гос-во, а также нематериальные общественные отношения—политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные. Находясь в зависимости от экономического базиса, эти элементы общественно-экономической формации скорректированы и между собой. Кроме того формация охватывает язык и национальные общности. М. и Э. стали первооткрывателями такого феномена, как общественное сознание. Оно включает науку, философию, религию. Понятие общественно-экономической формации выполняет в истории важную функцию: оно обозначает этапы в развитии человечества: первобытный строй, рабство, феодализм, капитализм и гипотетический коммунизм. Общественный прогресс предстаёт в трудах как абсолютное благо. На самом деле это не так. Его социальные последствия не всегда благоприятны для людей. М. и Э. пытаются также раскрыть механику перехода общества с одной ступени социальной эволюции на другую.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: