double arrow

Место средневековой философии в духовной культуре общества.

Средние века — особый период в истории человеческой мысли. И его особенность состоит в том, что на первый план выступает христианство и христианская идеология.

Можно выделить три наиболее важных признака философии Сред­них веков:

а) теоцентризм. Для средневековой философии характерной чер­той является постановка в центр картины мира бога. Это суще­ственно отличает философию Средних веков от античной филосо­фии, для которой центром мира были природа, космос. Средневе­ковая философия тесно связана с христианством и, по сути, явля­ется продолжением христианских идей, преломленных и обосновы­ваемых с точки зрения рационального;

6) идея творения. Если в античности боги были частью природы, то в Средние века бог рассматривается как внеприродное начало. в) идея откровения. Если высшим бытием является надприродный бог, то познать его рациональным путем невозможно.

Необходимо также отметить, что со времен Августина основной задачей философии являлось обоснование Писания и, шире, представ­лений католической церкви.

Этапы развития философии Средних веков

В средневековой философии принято выделять три периода.

1. Период формирования, или патристика (2—6 вв.). Патристику подразделяют на несколько разновидностей: доникейскую (II—IV вв.) и посленикейскую (IV—VI вв.). Особо выделяют греко-византийскую патристику (Ориген, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и др.), которая отводила главное место непосредственному созерцанию Бога в схватывающем интуитивном акте, то есть мистическому познанию, и латинскую патристику (Ав­густин, Боэций и др.), которая развивалась на пересечении мистицизма и рационализма.

2. Период спора между номинализмом и реализмом, когда фи­лософы спорили по поводу идеи творения мира по Слову и Его воплощения в мире (VII—X вв.). Реализм - направление в средневековой схоластике, утверждавшее, что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуюто существованию единичных вещей. Номинализм - направление в ср.фил-ии, считавшее общие понятия лишь именами единичных предметов. В противоположность реализму номиналисты утверждали, что реально сущ-ют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Номинализм был связан с материал-ми тенденциями в признании первичности вещи и вторичности понятия. Однако, номиналисты не понимали, что общие понятия отражают реальные качества объективно сущ-их вещей и что единичные вещи не отделены от общего, а содержат его в себе. Виднейшими номиналистами в 11-14вв.были Росцелин, Дунс, Скотт, Оккам.

3. Схоластика (XI—XIV вв.). В рамках этого периода выделяются: 1) ранняя схоластика (XI—XII вв.), представителями которой являют­ся Иоанн Росцелин, Ансельм Кентерберийский, Петр Абеляр, Бер­нард Клервоский и др.;

2) поздняя схоластика (XIII—ХМВВ.), к которой принадлежат Рай­монд Луллий, Фома Аквинский, Бонавентура, Сигер Брабантский, Иоанн Дуне Скот.

Обычно в средневековой философии различают «рационалисти­ческую» линию, связанную с верой в разум, и «мистическую» линию, опиравшуюся главным образом на откровение.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: