Проблема направленности, единства и многообразия мировой истории. Теории исторического круговорота и множественности цивилизаций и культур (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби)

Материалистич. подход к единству истории вкл. в себя признание единства мир. ист(и). Единство и. закладывается в самой реальной жизни, в способе ее матер. обеспечения с пом. трудовой деятельности и используемых ею материальных средств труда. Труд – вечное условие чел. жизни. Мат. основа ист. процесса есть одновременно и основа его единства. Если различные культуры и цивилизации развиваются как самост. и внутренне замкнутые образования, то никаких общих законов, ист. закономерностей быть не может.

Формы проявления единства ист. процесса. Установление многообр. связей между странами: экономич., культурных => рост городов, консолидация народностей. С развитием капит. отношений все больше стран вовлекаются в механизм кап. экономики. Эк. и культурное развитие тесно связ. с развитием науки и техники. В этом взаимосвязанном мире соц. значимые события сразу становятся достоянием всех, интересы и судьбы народов тесно переплетаются. Т.о. в ходе истории меняются формы выражения ее внутр. единства, старые формы накладываются на новые.

Причины и факторы многообразия истории. Многообразие истории существует во времени и пространстве. Во времени – это разл. этапы исторического развития, формации и эпохи. В пространстве – это наличное реальное многообразие социальн. жизни, осн. источник которого – неравномерность ист. развития.

О.Шпенглер- культурологическая теория. История-случайн зарождение и умерщвление культуры. Когда культура исчерпывает себя, она превращается в цивилизацию. Признаки: появлен мегаполисов,научный атеизм,демографич спад.культура замкнута внутри себя. Понять ее может только тот кто в ней родился.А.Тоинби-мировая истор-совокупность локальных цивилизаций. Эволюция цивилизации: возникновение, рост, надлом, распад - не обязательны. Каждая цивилизация в тот или иной момент сталкивается с вызовом. Она должна дать ответ, кот заключается в духе. Критерии выделения цивилиз: религия, история, язык, обычаи.
43.Понятие общественного прогресса и его критериев. Критика «религии прогресса» в ХХ в.

Общественный прогресс - движение общественных форм, характеризующихся переходом от низшего к высшему со­стоянию, когда новая форма представляет собой ступень в разви­тии от естественных дорм детерминации к социально значимым.

Понятие общественно-экономической формации. Теория формаций и реальный социальный процесс. Современные дискуссии по проблеме формационного и цивилизационного подхода к всемирной истории.

Общество – система саморазвивающаяся, она находится в изменении и развитии. Общественно-экономическая формация(ОЭФ) – исторически определившийся тип общества, представляющий собой особую степень в его развитии. ОЭФ – социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Маркс провёл научное членение исторического процесса и обосновал исторически переходящий характер каждой из ОЭФ. В результате вся история человечества предстала как закономерный процесс развития и смены ОЭФ, ступеней этой истории. ОЭФ – это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами. Каждая формация - целостная система. В формацию входят производительные силы и производственные отношения, которые и составляют её материальную основу; определённые социальные субъекты, представленные различными историческими формами общности людей: родами и племенами, сословиями и классами, народностями и нациями, политическими партиями и общественными организациями. Маркс писал о единстве миров истории, она едина, однолинейна, те все общества стремятся к единой цели-коммунизму. Критика теории формаций:1)Маркс разработал эту теорию на материале развития Зап. Европы и решил, что его законы универсальны для всех обществ.2) рассматривает соц-экономич фактор как основной, но показать развитие общ-ва сегодня только экономикой невозможно.3) общество базируется на одном основании, но любое сведение к одному является несостоятельным.4)предписывание истории однолинейный типологич характер- историч процесс идет по одной линии и стремится к 1 цели- коммунизм; Цивилизация(Ц)- большие самодостаточн сообщества стран и народов, выделенные по социокультурному основанию и сохраняющие свое своеобразие и уникальность на длительных отрезках исторического времени, несмотря на все изменения и влияния, которым они подвергаются. Ее можно уничтожить, но изменить нельзя. Существуют отдельные теории: О.Шпенглер- культурологическая теория. История-случайн зарождение и умерщвление культуры. Когда культура исчерпывает себя, она превращается в цивилизацию. Признаки: появлен мегаполисов,научный атеизм,демографич спад.культура замкнута внутри себя. Понять ее может только тот кто в ней родился.А.Тоинби-мировая истор-совокупность локальных цивилизаций. Эволюция цивилизации: возникновение, рост, надлом, распад - не обязательны. Каждая цивилизация в тот или иной момент сталкивается с вызовом. Она должна дать ответ, кот заключается в духе. Критерии выделения цивилиз: религия, история, язык, обычаи. Общ черты теорий: Ц- общность, целостность, отличная от ее частей;для Ц характерно самоопределение-своей судьбы, она развив только исходя из себя самой;Ц не коммуникабельна. Цивилизацион подход:1.Ц творится людьми.2.Исследование влияния форм культуры.3.Анализ по горизонтали(Ц кот существ сегодня).4.Культурологич анализ(некие формы дух жизни).5.Истор развития общ-ва-вне его.6.То, что людей объединяет. Формацион подход: 1. История-закономер процесс.2.Это бытийственный анализ истории-надо найти первооснову истор.3.Анализ по вертикали-из древности до наших дней.4.Соц-экономич анализ общ-ва.5.Внимание акцентрируется на внутрен источниках развития.6.Больше исследуется то, что разъединяет людей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: