Проблема истины в теории познания. Истина и оценка. Критерии истины

Истина - особое свойство человеческих знаний соответствовать объективной реальности (Аристотель). Т.е., истина не есть свойство предметов, это свойство знания быть адекватным этим предметам. Истина - это состояние субъекта познания, при котором его понятие о мире соответствует его ощущениям (Беркли). По сути истина, как таковая, не существует, она всецело субъективна по содержанию. Истина - соответствие субъективного по форме знания объективной реальности, мыслей человека – предметной действительности, адекватное отражение в сознании существенных закономерностей явлений и процессов, результат познания, зафиксированный в виде достоверного знания об объектах действительности. Знание, в том числе и истинное, принадлежит человеку и без его существования в принципе невозможно. Следовательно, по форме (по носителю) истина - субъективна. По содержанию истина всегда объективна.

Объективная истина может существовать как в форме относительной, так в форме и абсолютной истины.

Относительная истина - неполное, неточное, знание о предмете, "приблизительно верный", "относительно правильный образ" действительности, соответствующий данному историческому этапу познания. Относительная истина обладает свойством изменения, уточнения по мере обнаружения новых, более точных способов и методов изучения мира, поэтому существуют этапы восхождения, углубления относительно истинного знания.

Истина абсолютная – полное, исчерпывающе точное, не подлежащее изменению, абсолютно адекватное реальности знание об объекте. Диалектическая связь между ними прослеживается в случаях необоснованной абсолютизации их роли в познании.

Истина многообразна по своим характеристикам, а также по области отражения объектов. Выделяют такие виды истины как:

а) экзистенциальная (обыденная) истина - постижение сути духовного мира человека, фактов его существования.

б) предметная истина - соответствие знания субъекта - реальным материально-предметным системам.

в) научная истина - аргументированное, доказательное, логически последовательное, системно изложенное теоретическое знание о мире, либо о его фрагментах.

Помимо антипода конкретности истины как невозможности быть абстрактной, к антиподам истины относятся ложь и заблуждение.

Под заблуждением понимается непреднамеренный уход от истины в случае непроизвольного нарушения способов, методов познания, приведших к искажению знания о реальности. Ложь олицетворяет собой сознательное, заведомое искажение, извращение знания о предмете, о сущности явлений с целью получения удовлетворяющего субъекта результата.

Критерий истины заключается в практике. Именно в практике должен человек доказать истиность, т.е. действительность своего мышления. Один из принципов мышления гласит: некое положение является истинным, если возможно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выражен в термине реализуемость.

Но нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было представление, знание. В процессе развития истинного знания, увеличеия его объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: