double arrow

Философское понятие культуры. Культура и природа. Социальные функции культуры. Единство, многообразие и взаимодействие культур. Национальное и общечеловеческое в культуре.

Термин культура первоначально означал возделывание почвы, изменение в природе объекта под воздействием чела. Очень важн особенностью культ явл-ся заложенное в ней чел-ое начало. Культура – всё созданное человеком. Культура предстаёт как сотворённая чел-ом 2-ая природа, надстроенная над природой естественной. Там, где есть чел, его деятельность, отношения м/у людьми, там есть и культура. Нужно различать материальн и духовн культуру, не противопоставл их друг другу. В материал культуре заключено её духовн начало – в ней всегда есть воплощение идей, знаний, целей чела, что только и делает её культурой, продукты духовн культуры всегда обличены в материальн форму. Культура – совокупность созданных челом ценностей. Мир культуры – мир материальн и идеальн духовн ценностей, т.е. мир объектов материальн и идеальн, взятых в его отношен к челу, мир, наполненый чел-ими смыслами. Социальные ф-ции культуры выражают субъективно-личност сторону деятельности обществен чела, способы и нормы социальн организац и регулиров процессов жизнедеятельности, изобретения, открытия созидание нового уникальн, дают результаты, кот включаются в исторический процесс. Имеются ввиду и новые идеи, лишь ожидающие своего воплощения в социальную действительность, и материализован результаты чел-ой деятельности, и сама деятельность как посредствующее звено м/у ними. В процессе развития общества усиливалось взаимодействие культур. По мере того, как история становилась всемирной, возможность взаимовлияния культур неизмеримо возрастала. Но имеют глубокие корни и различия культур. Культурные различия – один из источников многообразия исторического процесса. Каждая культура неповторима. И это означает, что в определённом отношении разные культуры равны между собой. Многообразие культур – объективная реальность, и к ней можно подходить двояко: руководствоваться либо идеей единства мировой культуры, либо утверждением несовместимости культур, считая, что каждая из них стимулируется своими принципами и не способна вступать во взаимодействие с другими культурами. Согласно марксистского подхода любые локальные и национальные культуры в своей особенной форме выражают всеобщее, общечеловеческое содержание. Научно-технический прогресс оказывает воздействие на культуру и общ. жизнь. Последнее ведёт к усилению углублению взаимодействия и проникновения культур, но и порождает разнообразные противоречия. 3 ур-я взаимодействия(диалог) культур: 1)этнический:отношения м/у локальными этносами.2)межнациональный:диалог различ гос-полит структур, полит элит.3)цивилизацион: основан на встрече различ типов социальности, систем ценностей и форм культуротворчества); Диалог культур возможен и в виде взаимодействия актуальн типа культуры с историч сложившейся культурн традицией. Важн значен имеет структура диалога культур- направление и конкрет формы взаимного обмена культурн инфо. Широко распростр обмен хоз навыками и производствен технологиями. Следует учитыв и конкрет ур-нь взаимодейств культур(осеществл ли связи на ур-е гос политики, воен оккупации,обыденно- бытовых контактов). Различ формы и принципы взаимодейств культур (мирные, добровольн, партнерское, взаимовыгодн сотрудничество). В кажд случае взаимодейств культур можно выделитьнескольк этапов: 1)Культурн шок-первонач реакция сознания на встречу с иной культ реальностью.2)Культурн конфликт- противостоян не жизнен важных аспектов чел существования, а спор субъективн убеждений


47.Соотношение культуры и цивилизации: варианты интерпретаций. Тупики и противоречия современной техногенной цивилизации. Поиски новой модели социокультурного развития человечества.

В современном философском языке понятия «культура» и «цивилизация» — одни из самых распространенных и многозначных. Термин «культура» (лат. culture) переводится как «возделывание, обработка, развитие, почитание» и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.п.), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие «цивилизация» (лат. civilis — гражданки, государственный) появилось во французском языке в рамках теории прогресса в XVIII в. С точки зрения наиболее распространенного и выражающего сущность самого человека деятельного подхода культура рассматривается как:1)Специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе;2)качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, формаций, этнических и национальных общностей (античная, феодальная, латиноамериканская, русская культура и т.д.); 3)особенность сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта, художественная, экологическая, политическая культура). Цивилизация может быть определена как собственно социальная организация жизни, характеризующаяся всеобщей связью индивидов на основе воспроизводства, обеспечивающего ее бытие и развитие общественного богатства. Современная цивилизация выступает как общество, основанное на идеалах «разума», «справедливости», «уважения прав человека», использования достижений науки и техники, обеспечивающих безопасность и комфорт в жизни человека. Цивилизованный человек — тот, кто не чинит неприятностей другому, принимает его в расчет, при этом вежлив, обходителен, тактичен, внимателен, уважает человека в другом. Культура же есть деятельность, в которой человек реализует свою сущность и субъективность, суть условие его свободы. Для философии культуры XX в. в еще большей степени характерно разведение понятий культуры и цивилизации. Культура продолжает оставаться символом позитивного в развитии человечества, цивилизация в большинстве случаев получает нейтральную оценку, а нередко и резко отрицательную. Тем не менее культура и цивилизация органично связаны, их нельзя мыслить как два параллельных рядоположенных процесса. Генетически цивилизация «произрастает» из культуры, она есть в некотором роде культура. Цивилизация выступает как отчужденная в общезначимых процессах культура. Именно цивилизация вырабатывает средства, постоянно сокращающие вмешательство человека в мир природный — необходимый признак культуры. Материальные ресурсы современной цивилизации позволяют обеспечить бытие индивида, неделимость человека, благодаря чему дух получает куда больше возможностей заняться тем, что соответствует его сути — от воздействия на природу в ее физическом виде обратиться к человеку, его нефизическому бытию. Поэтому цивилизация, являясь результатом культуры, не противостоит ей. Техногенная цивилизация характеризуется: 1)темпы соц развития ускоряются(экстенсивное развитие сменяется интенсивным).2)В культуре ценности-новации, новые идеи, традиция уходит на 2-ой план.3)Активное использование техники.


Содержание понятия «личность», его соотношение с понятиями «индивид», «индивидуальность», «человек». Диалектика исторической необходимости и свободы личности в общественном развитии.

• Человек – родовое понятие, указывающее на принадлежность данной особи к человеческому роду – высшей ступени развития живой природы, генетически связанной с другими формами жизни

• Индивид – характеризует единичную особь, принадлежащую человеческому роду, конкретный носитель всех социальных, психологических и биологических качеств человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.

• Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.

• Личность – выражение социальной сущности и содержания человека как субъекта деятельности и общественных отношений

Каждый чел биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связа не столько с внешним видом челов, сколько с его внутренним дух миром. «Индивидуальность – это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я индивидуальное существо». У каждого конкретного чел всегда есть что-нибудь свое, хотя бы неповторимая тупость, не позволяющая ему оценить ситуацию и себя в ней. Индивидуальность не есть абсолют. Она изменяется и одновременно остается неизменной на протяжении жизни человека.

Необходимость и свобода. Вопрос о отношениях своб и неоходимости извечен. Люди обладают знач свободой в определеии целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Каждое действие чел есть сплав своб и необход. => Свобода личности, общества закл не в воображ независим от объект законов, а в способности выбирать, принимать решения.С одной стор своб присутствует в необход, т.е. необход реализуется только через свободу, в виде бескон цепи выбора в деятельности людей, кот, однажды начавшись, привела к данному общ состоянию. Это означает, что в истор процессе необход не только сознается, но и создается. С др стороны необход содержиться в своб в виде объективно даных истор обстоятельств, объек условий деят людей. В общем свобода есть осознанная необходимость.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: