Какие сведения должен (должны) сообщить инициатор (инициаторы) выдвижения кандидата окружной избирательной комиссии?

В уведомлении нужно указать фамилию, имя, отчество, дату рождения выдвигаемого кандидата в депутаты. Для более полного информирования избирателей о личности кандидата Закон 1999 года расширил перечень сведений биографического характера, указываемых в уведомлении. Необходимо привести данные об образовании, основном месте работы или службы и занимаемой должности (если кандидат работает в двух и более местах, указывается то место работы, где находится трудовая книжка). В случае отсутствия места работы указывается род занятий (писатель, композитор и т. д.). Кроме того, следует назвать адрес места жительства кандидата, а также фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию и номер паспорта или заменяющего его документа каждого инициатора выдвижения кандидата.

Одновременно с уведомлением инициатор или инициаторы выдвижения кандидата направляют в соответствующую окружную избирательную комиссию заявление кандидата о его согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть одновременно членом Совета Федерации, быть депутатом иных органов государственной власти и органов местного самоуправления, находиться на государственной службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

В этом же заявлении указываются сведения биографического характера, которые прежним Законом от кандидата не требовались. Кроме данных, перечисленных выше, необходимо привести сведения о неснятой или непогашенной судимости, номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.

Это сделано с целью борьбы с участившимися в последнее время попытками проникновения в органы государственной власти представителей криминалитета. Некоторые кандидаты в депутаты пытаются скрывать сведения о своем неблаговидном прошлом, но в конце концов, поскольку избирательные комиссии имеют возможность получить необходимую информацию и сделать ее достоянием гласности до дня выборов, эти попытки заканчиваются крахом. Например, в октябре 1998 года один из кандидатов, баллотировавшихся в депутаты Государственной Думы по Энгельсскому избирательному округу < 159 взамен выбывшего депутата, утаил в своих биографических данных, распечатанных в предвыборных материалах, что он имел судимость, и вместо отбытия срока наказания указал службу в Вооруженных Силах, чего на самом деле никогда не было. Огласка этих обстоятельств заставила кандидата отказаться от участия в выборах и своих претензий на депутатское место.

Подчеркнем, речь идет о неснятой или непогашенной судимости. Если судимость снята или погашена, сообщение о ней не требуется. В соответствии же со статьей 86 УК РФ судимость погашается по истечении определенного срока после отбытия наказания, например, в отношении лиц, условно осужденных, - по истечении испытательного срока; в отношении лиц, осужденных к мерам уголовного наказания, не связанным с лишением свободы, - по истечении года; в отношении лиц, осужденных к лишению свободы, - в зависимости от тяжести преступления от трех до восьми лет после отбытия наказания. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока ее погашения. Погашение или снятие судимости аннулирует все связанные с ней правовые последствия.

Требование законодательства о том, чтобы кандидат сообщил о неснятых или непогашенных судимостях, не лишает его права участвовать в выборах и добиваться на них победы. Но это поможет избирателям всесторонне оценить кандидата, а всесторонняя оценка даст возможность тем, кто будет голосовать, сделать вполне осознанный выбор.

То же можно сказать о требовании закона привести в заявлении кандидата сведения о его двойном гражданстве. В принципе федеральным законодательством иметь двойное гражданство не воспрещено (если Россия имеет с другим государством соответствующий договор). Граждане России не могут быть на этом основании ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства России. Но как правильно замечают специалисты в области избирательного права, избиратели, оценивая кандидата, должны отдавать себе отчет в том, что такое лицо имеет определенные права и обязанности по отношению и к другому государству.

Еще один документ, который представляет кандидат в окружную избирательную комиссию вместе с заявлением о согласии баллотироваться, - уведомление о начале сбора подписей. Это опять-таки документ, содержащий не просьбу о начале сбора голосов, а простое сообщение об этом. Поскольку юридическое значение уведомления велико - после поступления его в избирательную комиссию можно начинать сбор подписей, - крайне важно, как можно раньше представить его вместе с другими необходимыми документами. Кто быстрее это сделает, тот получит больше времени для сбора подписей. Для всех установлен одинаковый срок представления собранных подписей в избирательную комиссию - не позднее чем за 55 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени. Здесь уже начинается соревнование в оперативности, организованности, четкости в проведении избирательных действий; здесь, на старте, начинают набираться очки, которые могут сыграть решающую роль на финише избирательной кампании.

Заметим, что представление в окружную комиссию уведомления о начале сбора подписей в поддержку кандидата, выдвинутого непосредственно избирателями, - новое правило. Раньше его не было, и подчас подписные листы с подписями избирателей представлялись в избирательную комиссию вместе с уведомлением о начале сбора подписей. Новый порядок дает возможность избирательной комиссии своевременно и полно контролировать процесс сбора подписей, вмешиваться в него, когда нарушается закон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: