Несут ли ответственность избирательные комиссии за свои неправомерные решения и действия (бездействие)?

Да, в том числе и уголовную, и административную. Например, статьей 142 Уголовного кодекса РФ установлена ответственность членов избирательных комиссий за фальсификацию избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов либо заведомо неправильное установление результатов выборов, нарушение тайны голосования. В Кодексе РСФСР об административных правонарушениях определена ответственность председателей избирательных комиссий (от участковой до ЦИК РФ) за непредоставление гражданам или иностранному (международному) наблюдателю сведений об итогах голосования в виде штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда и т. д.

Особый вид ответственности избирательных комиссий - их расформирование. Расформированы могут быть избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, окружные, территориальные, участковые комиссии, т. е. все, кроме Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, что связано с особым порядком ее формирования. Основаниями для расформирования могут явиться отнюдь не все случаи нарушения комиссиями избирательных прав, а только грубые нарушения, повлекшие за собой признание недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов.

Признать итоги голосования или результаты выборов недействительными должна Центральная избирательная комиссия Российской Федерации или избирательная комиссия субъекта Российской Федерации. Признание их недействительными другой избирательной комиссией или даже судом не является юридическим фактом, влекущим роспуск соответствующей избирательной комиссии, хотя это может стать поводом для начала процедуры ее расформирования.

В итоге решение о расформировании комиссии должен принять суд соответствующей инстанции. Причем с заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии того или иного уровня вправе обратиться определенные в законе субъекты этого права. Так, заявление в суд о расформировании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может направить как группа представителей федеральных органов законодательной власти - обеих палат парламента Российской Федерации, так и группа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Подать заявление в суд о расформировании окружной, территориальной, участковой избирательной комиссии имеют право группа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также группа депутатов представительного органа местного самоуправления. ЦИК России вправе обратиться в суд с заявлением о расформировании комиссии любого уровня, а избирательная комиссия субъекта Российской Федерации - с заявлением о расформировании окружной, территориальной или участковой комиссии.

Выдвижение кандидатов - это завязка избирательной кампании, определяющая ее драматургию. Все последующие этапы борьбы за депутатские мандаты, все перипетии соревнования за места в парламенте зависят от того, кто будет назван претендентом на вакантные места в органе законодательной власти. Важнейший вопрос здесь - о субъектах права выдвижения кандидатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: