Каковы особенности выдвижения федерального списка кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками?

Выдвижение федерального списка кандидатов может производится раньше, чем выдвижение кандидатов по избирательным округам, - сразу после опубликования решения о назначении выборов, хотя на практике избирательные объединения, избирательные блоки федеральный список кандидатов и списки кандидатов по избирательным округам нередко выдвигают одновременно.

Общее число кандидатов по федеральному избирательному округу не должно по закону превышать 270 человек. При этом в федеральный список могут входить и кандидаты, выдвигаемые тем же избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам.

Избирательное объединение, избирательный блок, определяя порядок размещения кандидатов в федеральном списке, разбивают его полностью или частично на региональные группы кандидатов, соответствующие субъектам Российской Федерации или группам субъектов РФ (так называемые региональные группы депутатов). Общефедеральная часть федерального списка кандидатов, в которую внесены кандидаты, не входящие в региональные группы кандидатов, может включать не более 18 кандидатов.

Это правило призвано защищать интересы кандидатов-провинциалов, которым, как показали выборы депутатов Государственной Думы 1993 года, да и 1995 года, отводились места преимущественно «на задворках». Многие из них могли стать депутатами только при такой победена выборах, которая принесла бы соответствующему избирательному объединению или избирательному блоку если не все, то почти все мандаты, что в условиях существующей многопартийности совершенно нереально. На выборах 1993 года по спискам всех партий и движений кандидатов в депутаты Государственной Думы, проживающих в Москве, было 20,1 процента, а среди депутатов - около 60 процентов. Действовавшее тогда Положение о выборах не требовало разбивки федерального списка на региональные группы.

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 1995 года уже требовал разделять (полностью или частично) федеральный список кандидатов на региональные части. Это, по замыслу законодателя, должно было приблизить федеральный список к избирателям, поскольку при его разбивке в избирательный бюллетень вносились обычно фамилии местных кандидатов. Кроме того, законом было установлено, что в части списка, включающей кандидатов, не входящих в региональные группы, должно быть не более 12 кандидатов. Это правило _ тоже в пользу провинциальных кандидатов, поскольку в «головной» части списка остаются наиболее влиятельные кандидаты из столичной элиты, которым и достаются в первую очередь голоса избирателей, поданные за список в целом.

Результаты выборов депутатов Государственной Думы по этим правилам в 1995 году дали определенные результаты. В эту палату федерального парламента были избраны представители 80 из 89 субъектов РФ. И все же численность в ней москвичей и жителей Подмосковья составила более трети.

Но действительно ли так плохо избрание такого количества москвичей в Государственную Думу? Ведь в Москве сосредоточена значительная часть интеллектуального потенциала страны. В Москве политическая жизнь бьет ключом. Здесь находятся основные силы политических партий и движений. И естественно, как это происходит во всех цивилизованных странах мира, именно из представителей этих сил в немалой степени «рекрутируются» (и, надо полагать, должны «рекрутироваться») члены парламента. Поэтому тезис о «переборе» москвичей в Государственной Думе вряд ли можно считать приемлемым, он сильно отдает популизмом и несет на себе печать старых традиций формирования Верховного Совета Союза ССР. Не будем при этом забывать, что в Федеральном Собрании есть палата - Совет Федерации, где все субъекты Российской Федерации представлены одинаково и Москва имеет два голоса, как и любой другой субъект Федерации _ область, край, республика, автономный округ, автономная область.

Видимо, учитывая это, новый Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» увеличил максимальный численный состав общефедеральной части федерального списка кандидатов. И если избирательные объединения и избирательные блоки воспользуются возможностью формировать «головную» часть списка кандидатов по-новому, в Государственной Думе москвичей прибавится, и, будем надеяться, это позитивно повлияет на эффективность деятельности палаты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: