III. Если одна часть речи переходит в другую

Этот способ словообразования активно используется в современном русском только при образовании существительных и носит название субстантивации. Чаще всего в разряд имени существительного переходят имена прилагательные, причастия, определительные местоимения: дет­ская (прил.) комната — пришел в детскую (сущ.); рядовой (прил.) боецрядо­вой (сущ.); командующий (прич.) округом — командующий (сущ.) отдал приказание; всякий (мест.) товарвсякий (сущ.) знает.

Кроме этого традиционно выделяют переход из одной части речи в другую в резуль­тате превращения одной грамматической формы в слово новой части речи: всё было просто (нар.) и хорошопросто (част.) не знаю; благодаря (предлог) поддержкеблагодаря (дееприч.) за службу.

Применение алгоритмов

Задание 1. Определите способ образования слова «подумайте» из предложения: Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фор­тепиано, вместо того чтобы читать и развивать свое воображение, сидят целыми^ вечерами, уставившись в это серое пятно (телевизор).

Образец рассуждения

ПОДУМАЙТЕ — глагол, начальная форма «подумать». Убираю первую приставку ПО-, остается целое слово «думать», смысловое значение одинаково. Следовательно, способ образования слова «подумайте» — приставочный.

Задание 2. Определите способ образования слова «поначалу» из предложения: Пона­чалу он показался нам обычным добросовестным и скучноватым гидом, пояснения ко­торого ничем не отличаются оттого, что можно самому прочитать в справочниках.

Образец рассуждения

«Поначалу» — наречие. Убираю первую приставку по-, остается слово «началу»: в русском языке такого целого слова нет, есть только форма Д. п. существительного «начало». Следовательно, способ образования слова — не приставочный. Убираю последний суффикс -у, остается часть слова «поначал», к которому нельзя добавить окончание прилагательного (-ый) или глагольные суффиксы (-ть). Следовательно, спо­соб образования слова — не суффиксальный. Одновременно убираю приставку по- и суффикс -у, остается часть имени существительного «начал(о). Следовательно, спо­соб образования наречия «поначалу» — приставочно-суффиксальный.

 

Задание 3. Определите способ образования слова «орденоносец».

Образец рассуждения

«Орденоносец» — имя существительное, начальная форма «орденоносец». В словедва корня — «орден» и «нос»; сложение основ орден- + нос-. Одновременно со сложением основ добавляется суффикс -ец-. Следовательно, способ образования слова «орденоносец» — сложносуффиксальный

 

Задание 4. В данных предложениях найдите слово, образованное приставочным способом:

Цель его — тоже борьба за учение Коперника, за возможность продолжать исследования. Опять же во имя науки, во имя истины он жертвует своей честно­стью, своим именем. Он согласен претерпеть позор инквизиционного суда, пото­му что ему важнее любых унижений возможность продолжать свой труд.

 

Образец рассуждения

1. Выпишу все слова с приставками в начальной форме: возможность (сущ.), продол­жать (гл.), исследование (сущ.), наука (сущ.), согласен (кр. прил.), претерпеть (гл.), по­зор (сущ.), унижение (сущ.).

2. Исключаю существительные возможность (возможный), исследование (исследо­вать), унижение (унижать), которые обозначают признак / действие как предмет и об­разованы суффиксальным способом.

3. Применяю алгоритм (убрать приставку, должно остаться целое слово с тем же смысловым значением): продолжать — должать, наука — ука, согласен — гласен, по­зор — зор — таких слов в русском языке не существует. Следовательно, способ образо­вания данных слов — не приставочный. Претерпеть — терпеть: целое слово с тем же смысловым значением: «стойко переносить что-либо».

4. В данных предложениях слово, образованное приставочным способом, — ПРЕ­ТЕРПЕТЬ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: