Воспитание в контексте культуры

Выполненное в Иельском университете (США) исследование, обобщающее данные изучения 75 культур, было посвящено изучению практики воспитания детей относительно пяти систем поведения — оральной, анальной и сексуальной (связанных с теорией Зигмунда Фрейда о пяти стадиях последовательного развития характера), а также зависимости и агрессивности. Основные результаты показали широкий диапазон традиций, обусловливающих отношение родителей к воспитанию у детей базовых навыков и реакций.

Марк Борнштейн (1991) проанализировал сделанные им видеозаписи обращения со своими пятимесячными младенцами 24 матерей из Франции, Японии и США. Было замечено, что все младенцы ведут себя одинаково, что исключало объяснение наблюдаемых различий в поведении матерей спецификой младенческих реакций. Оказалось, что американские матери больше остальных уделяют внимание стимуляции ребенка. Они привлекали внимание, говорили с младенцем, прикасались к нему и поворачивали. Используемые типы стимуляции также отличались по своему характеру. Американки и француженки уделяли больше внимания тому, как их младенцы взаимодействуют с объектами, и меньше — их обращению с самой мамой. Японки проявляли одинаковую активность по отношению ко всем элементам стимуляции. Американские матери больше, чем французские и японские, использовали в своей речи высокотоновые звуки ("гуления") при общении с ребенком, а не взрослую речь с обычным набором тонов, как их "коллеги". Возможно, что формирование того, что называют национальным характером (см. ниже), начинается с тонких различий в культурном контексте, проявляющихся уже на первых этапах взаимодействия матери и ребенка.

Черные матери со своими детьми и белые матери, имеющие приемных черных детей, по-разному воспитывают своих чад. Белые матери больше ориентированы на самостоятельное решение их детьми своих проблем (Moore, 1986). Вообще опыт ранней социализации, связанный с семьей, в разных этнических группах, оказывает большое влияние на последующий уровень развития интеллекта, хотя эта закономерность больше подтверждается для мальчиков, чем для девочек (Yarrow, I971).

Ури Бронфербреннер (1970) руководил проектом по кросс-культурному исследованию особенностей воспитания детей в СССР и США. Согласно результатам этого проекта, специфика воспитания в обоих культурах имеет явные различия. Российские младенцы получают больше проявлений любви и физических контактов — объятий, поцелуев, покачиваний и прижиманий — чем американские. Однако они также получают меньше свободы движений и ограничены в инициативе, что вызвано как неблагоприятными факторами окружающей среды (например, низкая температура воздуха в доме), так и опасениями по поводу возможности нанесения ребенком себе вреда. Материнская ответственность распространяется на родственников и даже случайных знакомых. Несмотря на такую заботу и любовь, акцент в воспитании делается на развитие послушания и самодисциплины. И в школе, задачей которой является формирование характера, воспитывается компетентность в предметной активности и чувство товарищества. Таким образом, советские дети оказались мотивированы к проявлению хорошего поведения, в основе которого лежит сильное стремление к обучению и служению своему обществу.

Этническое самосознание и этнические предпочтения

Рассмотрим несколько аспектов этнопсихологических различий между людьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: