double arrow
Этно-культурные детерминанты индивидуальности. В этом факторе слились в неразрывное единство генетически-расовые и социокультурные компоненты

 

В этом факторе слились в неразрывное единство генетически-расовые и социокультурные компоненты. При этом влияние вторых признается определяющим. Главным персонажем в представляемом разделе является Культура, которая интерпретируется как система знаний и обычаев, традиций, включающих предпочтение ценностных ориентаций, моральные и этические нормы, убеждения и предрассудки, некоторые физические параметры среды (тип организации пространства и интерьер помещений и пр.).

Важно одно утверждение — каждый субъект имеет весь спектр психологических черт, но разные культуры способствуют развитию одних и не способствуют развитию других индивидуальных черт.

Социокультурная координата индивидуальности. На протяжении многих столетий человеческой истории расовые и национальные предрассудки разделяли людей на «наших» и «не-наших», «своих» и «чужих». Чужаки при этом наделялись чертами, определяющими их положение где-то посередине между дикарями и животными. В своей "Системе Природы" Карл Линней (I735) выделил два вида людей — Homo Sapiens и Homo Monstrous, отнеся к последним больших и неуклюжих патагонцев, китайцев с коническими головами, маленьких робких горцев и пр.

Для установления социокультурных различий используются кросс-культурные исследования. С момента своего рождения психология как наука, по замыслу В.Вундта (1913), разделялась на две самостоятельные области — экспериментальную (общую) психологию и культурную, то есть психологию народов. Первые классические исследования расовых и этнических различий были предприняты антропологами. Бронислав Малиновский (1927) проверял гипотезу Зигмунда Фрейда (1905) о роли Эдипова комплекса в формировании характера на популяции жителей Тробрианских (Папуа Новая Гвинея) островов и обнаружил, что в культурах, где дядя (как самый близкий родственник) играет важную роль, у мальчиков не возникает конфликта с отцом, как предсказывал психоанализ. Исследуя влияние культурного контекста на характер, Маргарет Мид (1928) выявила, что в юношеские годы самоанцы гораздо более выдержаны, чем американцы.




На современном этапе развития человекознания вопрос о различиях между людьми, детерминированных своеобразием культурной среды, занимает центральное место. Систематические исследования этих различий, обусловленных влиянием этнических факторов, ведут отсчет с работы сотрудников Института Человеческих Отношений Йельского университета (США) Джона Уайтинга и Ирвина Чайлда (1953).



Раннее физическое развитие. Сравнительный анализ физического развития младенцев, относящихся к разным расам.

Черные младенцы — независимо от того, родились ли они в Африке или в любой другой стране — развиваются быстрее не только после рождения, но уже в пренатальный период. Они также опережают своих белых сверстников в развитии моторных навыков, начиная раньше ходить, и имеют явные отличительные физические особенности, обладая более тяжелыми костями, более длинными ногами и более развитыми мускулами (Smith, 1978; Tanner, 1978).

В противоположность рассмотренной группе, младенцы из азиатских стран оказываются более медлительными по ряду основных моторных показателей. Эти различия могут быть обусловлены как фактором биологического созревания, так и этническими факторами, влияющими на уровень активности или спокойствия (Freedman, 1979). Сравнительный анализ поведения младенцев из четырех этнических групп — кавказской, китайской, навахо и японской, — показали, что кавказские младенцы более активны и возбуждены, труднее поддаются успокоению; навахо и китайские младенцы более спокойны, в то время как японские младенцы реагируют более энергично, но легче успокаиваются, чем их кавказские сверстники.

Недавние исследования Джерома Кагана и его коллег были направлены на сравнение поведения четырехмесячных младенцев из Китая, Ирландии и Евро-Американской группы. Китайские младенцы были значительно менее активны, менее возбудимы и менее голосисты, по сравнению с двумя другими группами. Белые младенцы из Америки демонстрировали наиболее сильные реакции на новые стимулы — звуки, свет и запахи (Kagan, 1994).

Поскольку эти различия были обнаружены у младенцев, они не могут быть прямо обусловлены родительским влиянием, тем более пока еще слишком незначительным жизненным опытом. Вместе с тем, Д.Фридман (1979) и другие исследователи отмечают, что китайские и японские матери намного меньше разговаривают с младенцами, чем кавказские женщины. Так как эти различия обнаруживаются с первого момента появления ребенка на свет, они не могут быть следствием реакции матерей на более спокойное поведение собственных детей. Хотя, схожесть темпераментальных паттернов в диаде "мать—ребенок" значительно усиливает обнаруживаемые впоследствии этнические различия.






Сейчас читают про: