«Есть сложные образования, в которых свойства целого не могут быть выведены из свойств отдельных частей и их соединений, но где, напротив, то, что происходит с какой-нибудь частью сложного целого, определяется внутренними законами структуры всего целого».
17 декабря 1924 г. Лекция на собрании Научного общества И. Канта
«Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912)
В работе ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия.
Основой исследований стал эксперимент, в котором, заменялись вставляемые в стробоскоп полоски бумаги, с нарисованными линиями. Обнаружилось, что, варьируя интервал времени между появлением линий, можно видеть одну линию за другой, две линии, находящиеся рядом, либо линию, перемещающуюся из одного положения в другое. Эта иллюзия движения получила название «фи-феномен».
«Что мы видим, когда видим движение руки или света? Можем ли мы сказать, что мы получаем ощущения в различных местах сетчатки, из которых происходит движение? Можем ли мы таким образом сводить феномен движения к нескольким статичным ощущениям?»
Вертгеймер подчеркивал первостепенную важность изучения целого для осмысленного понимания его частей. Он объединил свои взгляды в «законе точности», который включал в себя такие явления, как близость, сходство, замыкание и симметрия. Он полагал, что эти явления воспринимаются в основном потому, что сознание навязывает ощущениям определенные организационные принципы.
Принципы организации восприятия:
А. Близость. Стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.
Б. Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе.
В. Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.
Г. Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму.
Д. Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.
Е. Фигура – фон. Мы стремимся организовать наше восприятие таким образом, чтобы видеть объект (фигуру) и задний план (фон), на котором она проявляется. При этом фигура представляется нам более заметной и яснее выделяется на общем фоне.
«Продуктивное мышление» (1943)
«Мышление заключается в усмотрении, осознании структурных особенностей и структурных требований; в действиях, которые соответствуют этим требованиям и определяются ими, и тем самым в изменении ситуации в направлении улучшения её структуры…».
Пример продуктивного мышления:
А. Начальная ситуация с незавершённостью структуры.
В случае, если начальная ситуация обладает структурной незавершённостью по сравнению с конечной, решение протекает следующим образом. Сначала человек должен увидеть, осознать проблему (то есть необходимо схватывание структуры «в свете того, что требуется определить»), после чего происходит переструктурирование. То есть «улучшение структуры» в данном случае следует понимать в том смысле, что новая структура оказывается «хорошей» для решения.
А. Задание: найти сумму 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10 простым способом. Испытуемый приходит к тому, что можно сложить первое и последнее числа (1 и 10), что то же самое, что 2 и 9, 3 и 8 и т. д., и умножить эту сумму (11) на число таких пар (5).
Б. Начальная ситуация с несовершенством структуры.
В других случаях переструктурирование ситуации не имеет конкретной цели, только «стремление постичь внутреннюю структуру задания». «В таких случаях открытие означает не просто достижение неизвестного ранее результата, ответ на какой-то вопрос, но скорее новое и более глубокое понимание ситуации».
Структурные особенности начальной ситуации определяют действия по её переструктурированию (создают «векторы… направленные к улучшению ситуации»).
Конечная ситуация — «это такое состояние, которое как хорошая структура поддерживается внутренними силами, в котором существует гармония взаимных требований и в котором части определяются структурой целого, а целое — структурой частей».
Переход от начальной к конечной ситуации — лишь относительно замкнутый (изолированный) процесс.
«Он — частичное поле в пределах общего процесса познания и понимания, в контексте общего исторического развития, внутри социальной ситуации, а также в личной жизни испытуемого».
Начальная стадия — лишь относительно начальная, конечная — относительно конечная.
Классификация задач (по М.Вертгеймеру) (S1 — начальная ситуация, S2 — конечная ситуация):
а) задачи с незавершённостью структуры: S1 → … → S2,
б) задачи с несовершенством структуры: S1 → ….;
И третий вид продуктивных процессов:
в) … → S2: (напр. художественное творчество. Здесь S2 (результат) существует вначале в представлении создателя лишь в самом общем виде, даже структура целого разворачивается только в процессе творения).