«Формы жизни» (1914)
«Духовнонаучная», или понимающая психология должна рассматривать душевный процесс как некоторую целостность в его смысловых связях, т. е. в его включенности в определенное содержание культуры. Ее задачей является исследование отношения индивидуальной духовной структуры субъекта к структуре объективного духа (предмет общей психологии как науки о духе) и выявление типов, или форм, смысловой направленности, получивших название «форм жизни» (предмет дифференциальной психологии как науки о духе).
Ценности - это объективные образования, независимые от субъекта, противостоящие ему и оказывающие на него воздействие. Это весь мир - природа, наука, искусство и т. п.
Типы объективных ценностей:
1. теоретические (область науки, проблема истинности);
2. экономические (материальные блага, полезность);
3. эстетические (стремление к оформлению, выражению своих впечатлений, к самовыражению);
4. социальные (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни, чувство себя в другом);
5. политические (власть как ценность);
6. религиозные (смысл жизни).
В каждой индивидуальности представлены все шесть типов ценностей, но в особом направлении и с разной силой; руководящие, определяющие жизнь образуют психическую структуру личности. На основании преобладания той или иной ценности различаются шесть типичных основных форм индивидуальности, и обозначаемых как «формы жизни», потому что они до некоторой степени определяют форму, в которой протекает жизнь индивида.
Формы индивидуальности («формы жизни»):
1. Человек теоретический (все его стремления направлены к познанию);
2. Эстетический (стремится постигнуть единичный случай, исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями);
3. Экономический (эффект полезности как смысл всей деятельности, всей жизни);
4. Социальный (смысл жизни в общении, в любви, в жизни для других);
5. Политический (стремление к власти и чести, господству и влиянию);
6. Религиозный (относит всякое единичное явление к общему смыслу жизни и мира).
Гештальтпсихология
«Целое не равно сумме его отдельных частей».
Восприятие – это нечто большее, чем видят наши глаза, оно каким-то образом идет дальше того набора простых физических параметров, получаемых нами от органов чувств.
Иммануил Кант (1724 – 1804)
Восприятие – это не пассивное впечатление и не комбинация чувственных элементов, а активная организация элементов в связный, согласованный опыт. Эта организация происходит априорно, наш разум в процессе восприятия формирует единый опыт.
Эрнст Мах (1838 – 1916)
«О цвете двойных звёзд на основании принципа Доплера» (1861),
«Объяснение музыкальной теории Гельмгольца» (1866),
«О стробоскопическом определении высоты тона» (1873),
«Об отражении и преломлении звука» (1873),
«Оптико-акустические эксперименты» (1873),
«Основы учения о кинестезии» (1875)
Не тела производят ощущения, а комплексы ощущений, отличающиеся относительным постоянством, получают особые названия и обозначаются как тела.