Основные научные школы в психологии периода кризиса в психологии

Классический психоанализ

«Вопреки распространенному мнению, ни Адлер, ни Юнг не являются психоаналитиками, отклонившимися от общепринятого пути («psychoanalytic deviant»), и их системы не вносят «искажения» в психоанализ. У обоих еще до встречи с Фрейдом были собственные идеи; сотрудничая с ним, они сохраняли свою независимость, а покинув его, создали системы, коренным образом отличные как от фрейдовского психоанализа, так и друг от друга.»

Г.Ф.Элленбергер, "Открытие бессознательного", 2004.

Французская социологическая школа

Эмиль Дюркгейм (1858-1917)

«Элементы социологии» (1889)

«О разделении общественного труда» (1893)

«Элементарные формы религиозной жизни» (1912)

Изучая обычаи, моральные и юридические нормы, взгляды народов с примитивным уровнем культуры, Э. Дюркгейм пришел к выводу о том, что они представляют общественную силу, господствующую над сознанием каждого отдельного человека.

Человек - существо двойственное: индивидуальное (биологическое) и социальное.

Первое имеет свои корни в организме, ему соответствует биологически определяемая часть психики, оно руководит практическими отношениями индивида с окружающим миром.

Социальное существо в человеке формируется обществом. Ему соответствует социально определяемая часть психики. В двойственной природе человека заключается его отличие от животных: у последних нет общественного опыта.

Общество выступает как духовное образование и включает совокупность мнений, знаний, способов действий определенного рода и т.д., которые отражают различные стороны общественной жизни и называются коллективными представлениями.

Коллективные представления (коллективное сознание) закрепляются в языке и обладают всеобщностью и необходимостью; они создаются обществом, а не личностью и выступают продуктом длительного развития человечества; они аффективно окрашены и принимаются каждым человеком без рассуждения, оказывая на него принудительное воздействие. Они не столько понимаются, сколько захватывают человека и заставляют его действовать.

Коллективное сознание имеет свою отдельную реальность. Коллективное сознание – это «психический тип общества, тип, имеющий свой собственный способ развития, свои свойства, свои условия существования».

Коллективное сознание – условие единения индивидов в целостность. В различных масштабах оно выполняет роль связи индивида с группой.

Дюркгейм вводит понятия нормального и патологичного состояния общества.

Патологичные формы состояния общества: аномия (отсутствие норм), социальное неравенство, рутинизация труда, деградация рабочей силы, классовые конфликты.

Нормальное состояние общества – коллективное сознание на основе общих верований и чувств индивидуумов составляющих общество регламентирует социальную жизнь общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: