Аристотель (ч. 1, с. 505)

Жил в 384 – 322 гг. до н.э. Это древнегреческий философ. Родился в полисе Стагира. Ученик Платона, один из слушателей его Академии. В течение трёх лет руководил воспитанием Александра Македонского. В Афинах создал собственную философскую школу – Ликей. Работы: «Органон», «Метафизика», «Физика», «О душе», «Никомахова этика», «Политика» и т.д. Критикует платоновское учение об идеях как о самобытных сущностях, отделённых от мира чувственных вещей. Основные возражения Аристотеля: идеи в платоновском понимании бесполезны для познания вещей, так как являются лишь копиями последних; противоречивы логические отношения идей между собой и с вещами; в обоснованном мире идей Платон не способен указать причину движения и становление вещей чувственного мира. По Аристотелю, каждая вещь соединяет в себе чувственное и сверхчувственное, так как она есть сочетание «материи» и «формы» (медный шар – это единство меди и шаровидности). Онтологически форма – сущность вещи, гносеологически – понятие о вещи.

1) Какие 5 целей преследуют софисты? Чем отличается софистика от диалектики?

 

5 целей: опровержение; ложное; несогласующееся с общепринятым; погрешность в речи и принуждение человека к пустословию, то есть частому повторению 1-ого и того же. Софисты больше всего намерены создать видимость того, что они опровергают; 2-ое – показать, что человек говорит неправду; 3-ье – привести его к тому, что не согласуется с общепринятым и т.д. (см. выше, здесь просто расписываются цели).

Ф.Х.Кессиди (ч. 1, с. 505 – 506)

1) Что означает диалектика в понимании Сократа?

 

Диалектика в понимании Сократа есть метод исследования понятий, способ установления точных определений. Для установления точных определений Сократ разделял понятие на роды и виды, преследуя и теоретические, и практические цели. Он был убеждён, что разумный человек, разделяя в теории и на практике предметы по родам, сможет этим методом отличить добро от зла.

 

2) В чём заключается философский смысл иронии Сократа?

 

Философский смысл иронии Сократа состоит в том, что она не признаёт ничего окончательного, раз и навсегда данного. Сократ был уверен, что нет такой человеческой мудрости, которая могла бы стать окончательной. Его ирония исключает любой догматизм. Сократ, иронизируя, утверждает – возбуждает в собеседнике потребность в самопознании и самосовершенствовании.

 

Сократ правильно утверждал, что нет ничего окончательного. Всё меняется. Меняется человек, общество. Значит, даже законы могут принять другой смысл. Сократ был софистом. Значит, поэтому он и имел такие идеи, как вера в то, что мы ничего не можем утверждать абсолютно точно.

 

Ф.Ницше (ч. 1, с 506 – 507)

Биография на с. 12.

1) Каковы социальные предпосылки и следствия диалектики Сократа?

 

С появлением Сократа диалектика входит в почёт у греков. До него греки старались избегать диалектические приёмы, считая их «некультурными». Всякая аргументация вызывала недоверие, так как считалось, что честные люди и честные убеждения не нуждаются в доказательстве их честности. А значит, и носиться с доказательством неприлично. В общем, тогда доказательства никому не были нужны. Это был мир приказов, а не доводов.

К диалектике прибегают лишь в том случае, когда нет другого выхода. Известно, что она мало убедительна. Она только средство личной самообороны в руках того, кто не имеет другого оружия. Диалектика – страшное оружие; владея ею, уже побеждаешь. Диалектик заставляет противника доказывать свою глупость, приводя его в бешенство, он лишает ум противника любой власти.

 

Мне кажется, что человека, хорошо знающего диалектику, нельзя победить. Мы будем постоянно сталкиваться с тем, что он будет наши ответы и утверждения переворачивать. В конце концов мы просто сами начнём с ним соглашаться. В общем, лучше такого человека не встречать, ибо он сделает из любого решительного человека жалкую противоположность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: