Ф. Вольтер, Ж. Ламетри (ч.1, с. 634 – 636)

Настоящая фамилия Вольтера – Аруэ Франсуа Мари. Жил в 1694 – 1778 гг. Французский философ, просветитель, писатель. Вольтер – деист, его Бог – великий инженер, создавший физически миропорядок и вечные заповеди. Всё остальное, что есть в религиях: обряды, вера в чудеса и пр., - является суеверием. История – дело самих людей, ответственность за которую целиком лежит на них. В своей просветительской деятельности отстаивал уважение к естественным правам человека, равенство в правах и обязанностях, право на свободу мысли, веротерпимость. В гносеологии был сенсуалистом.

 

1) Что Вольтер понимает под материальным бытием и какие свойства он обнаруживает?

Материя, будучи вечной, должна была иметь вечные свойства, такие, как очертания, сила инерции, движение, делимость. Последняя является всего лишь результатом движения, ибо без него ничто не разделяется, не дробится и не организуется вновь. Таким образом, движение рассматривали как присущее материи.

2) Какие свойства материи описывает Ламетри?

Сама по себе материя представляет собой пассивное начало; она обладает только силою инерции; вот почему всякий раз, как мы видим, что она движется, можно сделать вывод, что её движение проистекает из другого начала. Все философы, внимательно изучавшие природу материи, рассматриваемой, как таковая, независимо от всех форм, образующих тела, открыли в этой субстанции различные свойства, вытекающие из абсолютно неизвестной сущности. Таковы, во-первых, способность принимать различные формы, которые появляются в материи и благодаря которым материя может приобретать двигательную силу и способность чувствовать; во-вторых, актуальная протяженность, принимаемая ими за атрибут, а не за сущность материи.

Ф.Энгельс (ч. 1, с. 637 – 638)

См. биографию выше (в теме № 11).

1) Почему, с точки зрения Энгельса, единство мира состоит не в его бытии, а в его материальности?

Единство мира состоит не в его бытии, хотя его бытие есть предпосылка его единства, ибо сначала мир дорлжен существовать прежде, чем он может быть единым. Бытие есть вообще открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения. Действительное единство мира состоит в его материальности, а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания.

2) В чём заключается принципиальная ошибочность попыток некоторых естествоиспытателей найти некую едиообразную материю?

Материя как таковая, это создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующее под понятием материя. Материя как таковая, в отличие от определённых, существующих материй, не является чем-то чувственно существующим. Когда естествознание ставит себе целью отыскать единообразную материю как таковую и свести качественные различия к чисто количественным различиям, образуемым сочетанием тождественных мельчайших частиц, то оно поступает таким образом, как если бы оно вместо вишен, груш желало видеть плод как таковой, вместо кошек, собак – млекопитающее как таковое, газ как таковой, химическое соединение как таковое и т.д. Как доказал Гегель, это воззрение, односторонняя математическая точка зрения, согласно которой материя определима только количественным образом, есть точка зрения французского материализма XVIII века. Она является возвратом к Пифагору, который рассматривал число, количественную определённость как сущность вещей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: