К. Э. Циолковский (ч.1, с. 548 – 549)

1) По каким законам развивается космос?

Отзывчивы все тела космоса. Так, все тела изменяются в объёме, форме, цвете, крепости, прозрачности и всех других свойствах в зависимости от температуры, давления, освещения и вообще воздействия других тел.

2) Почему человеческое сознание, с точки зрения Циолковского, является итогом эволюции Вселенной?

Из известных нам животных чувствительнее всех человек. Остальные
известные животные тем менее чувствительны, чем организация их ниже. Растения чувствительны ещё менее. Это непрерывная лестница. Она некончается и на границе живой материи, потому что этой границы нет. Она искусственна, как и все границы.

А.П. Назаретян (с. 639 -643)

1) Каковы научные предпосылки становления концепции коэволюции природы и общества?

 

2) Что такое Универсальная (Большая) история?

Концепция Универсальной (Большой) истории как цельной картины эволюционных процессов от Большого Взрыва до современного общества оформилась в 1980 - 90-х годах.

3) Какова природа эндоэкзогенных кризисов?

Ещё в 1947г. Э. Шредингер показал, что работа против энтропии не может производиться иначе, как за счёт «потребления упорядоченности», т.е. ценой роста энтропии других систем. При внешнем изобилии открытые неравновесные системы наращивают объём антиэнтропийной работы, захватывая в меру возможностей пространство жизнедеятельности. Рано или поздно экстенсивный рост приводит к исчерпанию
доступных ресурсов — и в результате обостряется специфический кризис
в отношениях между неравновесной системой и средой.
Кризисы такого типа экологи назвали эндо-экзогенными: система (организм, биологическая популяция, общество) сталкивается с неблагоприятными изменениями среды, вызванными ее собственной активностью. Эндо-экзогенные кризисы, к числу которых относятся, конечно, и все кризисы антропогенного (техногенного) происхождения, играют особую роль в эволюции.

4) Каким образом человечество выходит из этих кризисов?

 

VI. Деятельность как специфически человеческий способ бытия и отношения к миру.

К. Маркс, Э. Фромм (ч.2, с. 169 – 171)

Жил в 1818 – 1883 гг. Основатель и теоретик политической экономии, теории научного коммунизма и философии диалектического и исторического материализма, создатель и руководитель первых международных политических пролетарских организаций. Работы: «Манифест Коммунистической партии» (1848), «Капитал». Последователи Маркса выделяли два наиболее важных его открытия: одно в области социальной теории – материалистическое понимание истории, другое в экономической науке – теория прибавочной стоимости.

1) В чём, согласно Марксу, заключена сущность бытия человека?

Признанная потребность моего тела в некотором предмете, существующем вне моего тела и необходимом для его восполнения и для проявления его сущности.

2) Как Фромм рассматривает уникальность бытия человека?

Эволюция человека основана на утрате им своего изначального дома - Природы и невозможности вернуться к нему, невозможности снова стать животным. У него есть только один путь: окончательно выйти из своего дома — Природы и обрести новое пристанище, которое он создаёт, очеловечивая мир и становясь человеком в полном смысле слова.

К шестому вопросу:

К. Маркс, Э. Фромм С. 169-171.

Вопросы:

В чем, согласно Марксу, заключена сущность бытия человека?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: